Адап.физкульт (pdf.io)

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе дополнения к методическим рекомендациям по организации
деятельности специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения Российской
Федерации от 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685 «Об учреждении адаптивной физкультуры и
адаптивного спорта», дополнения к методическим рекомендациям: письмо федерального агентства
пофизкультуре и спорту от 21.03.2008 г. № ЮН-02-07/912, программы обучения учащихся с
умеренной умственной отсталостью по адаптивной физкультуре в специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида (1-9 классы) А.Н.Асикритова.
В реализации образования очень важно, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья
могли посещать учебные заведения, учреждения дополнительного образования, спортивные залы. В
системе мер социальной защиты этих детей все большее значение приобретают активные формы. К
ним относятся реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.
Среди основных целей и задач государственной политики в области реабилитации и социальной
адаптации учащихся с ОВЗ средствами физической культуры и спорта стоит создание условий для
занятий физической культурой и спортом и формирования потребностей в этих занятиях.
Существует много проблем в образовании, с которыми сталкиваются учащиеся с ОВЗ и их
родители.
По данным социологических исследований, выявлявших отношение родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья к подходу в образовании, на открытый вопрос о том, что
вызывает
у
них
беспокойство,
были
такие
ответы:
- отсутствие индивидуального подхода (в том числе на уроках физкультуры и ЛФК), нет
индивидуальной
программы
для
каждого
ребёнка;
- недостаточно занятий с учётом специфики детей, нет дополнительных занятий, не всегда уровень
подготовки педагогов соответствует требованиям по организации работы с детьми-инвалидами;
- отсутствие специально обучающих программ (мало уроков физической подготовки, крайне
необходимых
детям-инвалидам…);
- личностные особенности детей (затруднения в общении, недостаточная организованность и т.д.).
В качестве наиболее актуальной проблемы образования детей с ограниченными возможностями
здоровья родители указали на «трудности самореализации, невостребованность в обществе,
отсутствие
перспектив».
Кроме этого родители рассматривают необходимость образования не столько для получения знаний
детьми, сколько для социализации в обществе и детском коллективе.
Программа факультативного курса «Адаптивная физкультура» направлена на коррекцию
физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, реабилитацию
двигательных функций организма.
Цель программы: развитие физических качеств и способностей, совершенствование
функциональных
возможностей
организма,
укрепление
индивидуального
здоровья.

Задачи программы
Образовательные задачи:
1. Освоение системы знаний, необходимой для сознательного освоения двигательных умений и
навыков.
2. Формирование и развитие жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
3. Обучение технике правильного выполнения физических упражнений.
4. Формирование навыка ориентировки в схеме собственного тела, в пространстве.
Развивающие задачи:
Развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, гибкости, выносливости, точности движений,
мышечной силы, двигательной реакции).
Формирование и совершенствование двигательных навыков прикладного характера.
Развитие пространственно-временной дифференцировки.
Обогащение словарного запаса.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
Укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма учащихся.
Активизация защитных сил организма ребёнка.
Повышение физиологической активности органов и систем организма.
Укрепление и развитие сердечнососудистой и дыхательной системы.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, сколиозы,
плоскостопия).
Коррекция и компенсация нарушений психомоторики (преодоление страха, замкнутого
пространства, высоты, нарушение координации движений, завышение или занижение самооценки).
Коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
Обеспечение условий для профилактики возникновения вторичных отклонений в состоянии
здоровья школьников.
Воспитательные задачи:
Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях.
Воспитание нравственных и морально-волевых качеств и навыков осознанного отношения к
самостоятельной деятельности, смелости, настойчивости.
Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Формирование у учащихся осознанного отношения к своему здоровью и мотивации к здоровому
образу жизни.
Ожидаемый результат: повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию
физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как
образа жизни.
В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации
движений.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- включенное наблюдение за обучающимися в процессе учебно-тренировочных занятий;
- проверка выполнения отдельных упражнений;
- выполнение установленных для каждого индивидуально заданий.

Содержание курса
Программа рассчитана на реализацию 68ч в год, 2 часа в неделю.
Разделы программы:
Основы знаний. Общеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения.
Двигательные умения и навыки.
Подвижные игры и элементы спортивных игр.
Краткое содержание программы:
В I раздел программы вошли:
- «Основы знаний» - общие сведения теоретического характера, которые излагаются во время урока
при изучении того или иного материала.
- «Общеразвивающие упражнения» - упражнения без предметов и с предметами: г/палкой, с малым
мячом, со средним-большим мячом, с г/обручем, с набивным мячом.
- «Корригирующие упражнения» специально подобранные упражнения, направленные на
коррекцию и компенсацию тех или иных отклонений в физическом развитии: упражнения на осанку;
упражнения на дыхание, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для развития
общей и мелкой моторики, упражнения для развития точности и координации движений.
Во II раздел программы вошли основные двигательные умения и навыки:
- различные виды построений и перестроений;
- различные виды бега, прыжков;
- упражнения в бросках, ловле, метании, переноске и передаче предметов;
- упражнения в равновесии, лазанье, перелезании, подлезании;
- элементы художественной гимнастики с предметами (г/мячом, г/обручем, г/лентой);
- упражнения на тренажерах, которые направлены для тренировки сердечнососудистой и
дыхательной систем, для профилактики кардиореспираторных заболеваний и гармоничного
физического развития учащихся.
III важнейшим разделом программы являются игры, включающие в себя, как подвижные игры,
направленные на коррекцию нарушенных функций, так и игры, направленные на развитие
координационных способностей, пространственной ориентировки, на формирование зрительномоторной координации, игры, направленные на совершенствование функции дыхания, а также
элементы спортивных игр (настольный теннис, баскетбол, пионербол, хоккей на полу, бочче).

Содержание программы.
7 класс
1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения
(9 часов).
Основы знаний:
Правила техника безопасности на уроках АФК.
Самоконтроль и меры предупреждения травматизма на уроках АФК.
Практический материал
Общеразвивающие и корригирующие упражнения:
Основные положения и движения головы, конечностей и туловища: Общеразвивающие упражнения
без предметов и с предметами (с г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с
набивным мячом).
Упражнения на дыхание: Выполнение быстрого, короткого вдоха и выдоха в сочетании с
движениями; тренировка дыхания в ходьбе с преобладанием выдоха над вдохом. Глубокое дыхание
с движениями рук.
Упражнения на осанку: Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба
назад: «Кораблик», «Качели», «Ящерица». Упражнения для укрепления мышц спины путем
складывания: «Птица», «Носорог», «Кошечка». Упражнения для укрепления позвоночника путем
поворота туловища и наклона его в стороны: «»Ежик», «Маятник», «Месяц». Упражнения на
укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Лягушка», «Зайчик», «Рак». Упражнения на развитие
мышц плечевого пояса: «Мельница», «Замочек», «Дощечка».
Упражнения в расслаблении мышц: Расслабление мышц потряхиванием конечностей после
выполнения бега, ходьбы. Расслабление, лежа на спине.
Упражнения для развития точности и координации движений: Ходьба между различными
ориентирами. Бег по начерченным на полу ориентирам. Несколько поворотов подряд по инструкции.
Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам с помощью. Прохождение расстояния до 3
метров от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и
воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения.
Профилактика плоскостопия: Упражнения сидя: «Ходьба», «Лошадка», «Медвежонок», катание мяча
ногами; ходьба на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба по массажной дорожке для стоп.
2. Раздел: Двигательные умения и навыки (15 часов).
Построения и перестроения: Выполнение команд «Становись!», «Разойдись!», «равняйсь!»,
«Смирно!», «Вольно!». Повороты на месте направо, налево, кругом с показом направления.
Размыкание в колонне, шеренге. Построение в шеренгу, в колонну, в круг в различных частях зала по
команде учителя.
Ходьба и бег: Ходьба со сменой направления за учителем. Чередование ходьбы и бега. Сочетание
ходьбы и бега в разном темпе. Бег в колонне по одному в равномерном темпе. Челночный бег 3 Х 10
метров. Бег на 30 метров с высокого старта на скорость.
Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног в обозначенное место. Прыжки в длину с
разбега (место толчка не обозначено). Прыжки в высоту способом «согнув ноги» с трех шагов.
Метание мяча: Метание малого мяча с места на дальность способом «из-за головы через плечо».
Метание малого мяча в цель с шага. Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами:
двумя руками снизу и от груди, из-за головы. Передача и переноска предметов: набивных мячей,
г/палок, больших мячей на расстояние до 20 метров.
Равновесие: «Петушок», «Ласточка» на полу с поддержкой. Ходьба по г/скамейке вверх, вниз с
помощью. Ходьба по г/скамейке с доставанием предмета с пола наклоном и в приседе (кегли, малые
мячи, г/палки и т.д.). Расхождение вдвоем на г/скамейке
Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз ранее изученными способами.
Лазание по наклонной г/скамейке с переходом на г/стенку, движение по г/стенке вправо, влево.
Сочетание переползания через препятствия с подлезанием. Вис на руках на г/стенке до 3 секунд.
Полоса препятствий из 5-6 заданий в подлезании, перелезании и равновесии.
Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом – броски и ловля мяча ранее
изученными способами; передача мяча из рук в руки за спиной; поочередные отбивы мяча об пол и
ловля на одну руку; перекаты мяча по рукам.

Упражнения с обручем – броски и ловля обруча двумя руками в лицевой плоскости; перекаты из
одной руки в другую в лицевой плоскости и в парах различными способами; впрыгивание в
качающийся обруч в лицевой плоскости; вращение обруча на руке в лицевой плоскости с помощью.
Упражнения с лентой – хват ленты; горизонтальные и вертикальные махи; спирали и змейки в
лицевой плоскости.
Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая дорожка, велотренажер,
степпер). Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц спины; брюшного
пресса; подтягивание-отжимание; гантели). Тренажеры с встроенными весами (силовые тренажеры:
разгибание ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга).
3.
Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр (10 часов).
Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», эстафеты с передачей предметов сидя и стоя, «Снайперы»,
«Охотники и утки".
Элементы спортивных игр:
Настольный теннис: Удержание шарика на теннисной ракетке на месте и в ходьбе. Набивание
шарика открытой ракеткой (внутренней стороной ракетки). Игра-соревнование «Кто больше
набьет?».
Бочче: Ознакомление с содержанием игры. Технические правила игры. Вбрасывание шара
«паллино». Бросок шара «пунто».
Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку одной рукой от плеча. Нижняя подача мяча
(одной рукой снизу).
Хоккей на полу: Прием и передача шайбы в парах на месте на разные расстояния. Ведение шайбы
по прямой и змейкой с обводкой конусов. Броски по воротам на точность.
Баскетбол: Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Ведение мяча шагом по
прямой. Броски мяча двумя руками от груди из-под кольца с места.

Перспективно-тематическое планирование по адаптивной физкультуре 7 класс
68 часов.
№
урока

Тема урока

Дата
проведения
урока

Примеча
ние

1 Раздел: Основы знаний. Общеразвивающие и корригирующие упражнения (9 часов).
1-2

Правила техники безопасности на уроках АФК.
Самоконтроль и меры предупреждения травматизма на уроках АФК.

3-4

Общеразвивающие и корригирующие упражнения:
основные положения и движения головы, конечностей и туловища.

5-6

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с
г/палкой, с малым мячом, с большим обручем, с г/мячом, с
набивным мячом).

7-8

Упражнения на дыхание: выполнение быстрого, короткого вдоха и
выдоха в сочетании с движениями; тренировка дыхания в ходьбе с
преобладанием выдоха над вдохом. Глубокое дыхание с
движениями рук.

9-10

Упражнения на осанку. Упражнения на укрепление мышц спины и
брюшного пресса путем прогиба назад. Упражнения для укрепления
мышц спины путем складывания. Упражнения для укрепления
позвоночника путем поворота туловища и наклона его в стороны.
Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног.
Упражнения на развитие мышц плечевого пояса.

11-12 Упражнения в расслаблении мышц. Расслабление мышц
потряхиванием конечностей после выполнения бега, ходьбы.
Расслабление, лежа на спине.

13-14 Упражнения для развития точности и координации
движений. Ходьба между различными ориентирами. Бег по
начерченным на полу ориентирам. Несколько поворотов подряд по
инструкции. Ходьба по двум параллельно поставленным скамейкам
с помощью.
15-16

Прохождение расстояния до 3 метров от одного ориентира до
другого с открытыми глазами за определенное количество шагов и
воспроизведение его за столько же шагов без контроля зрения.

17-18 Профилактика плоскостопия. Упражнения сидя: «Ходьба»,
«Лошадка», «Медвежонок», катание мяча ногами; ходьба на
внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба по массажной дорожке
для стоп.
2. Раздел: Двигательные умения и навыки (15 часов).
19-20 Построения и перестроения: Выполнение команд «Становись!»,
«Разойдись!», «равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!». Повороты на
месте направо, налево, кругом с показом направления. Размыкание в
колонне, шеренге. Построение в шеренгу, в колонну, в круг в
различных частях зала по команде учителя.
21-22

Ходьба и бег: Ходьба со сменой направления за учителем.
Чередование ходьбы и бега. Сочетание ходьбы и бега в разном
темпе. Бег в колонне по одному в равномерном темпе

23-24 Челночный бег 3 Х 10 метров.
25-26 Бег на 30 метров с высокого старта на скорость.
27-28

Прыжки: Прыжки в длину с места толчком двух ног в
обозначенное место. Прыжки в длину с разбега (место толчка не
обозначено). Прыжки в высоту способом «согнув ноги» с трех
шагов.

29-30

Метание мяча: Метание малого мяча с места на дальность
способом «из-за головы через плечо». Метание малого мяча в цель с
шага.

31-32 Броски набивного мяча весом 1 кг различными способами: двумя
руками снизу и от груди, из-за головы. Передача и переноска
предметов: набивных мячей, г/палок, больших мячей на расстояние
до 20 метров.
33-34 Равновесие: «Петушок», «Ласточка» на полу с поддержкой. Ходьба
по г/скамейке вверх, вниз с помощью. Ходьба по г/скамейке с
доставанием предмета с пола наклоном и в приседе (кегли, малые
мячи, г/палки и т.д.). Расхождение вдвоем на г/скамейке
35-36 Лазание, перелезание, подлезание: Лазание по г/стенке вверх-вниз
ранее изученными способами. Лазание по наклонной г/скамейке с
переходом на г/стенку, движение по г/стенке вправо, влево.
37-38 Сочетание переползания через препятствия с подлезанием. Вис на
руках на г/стенке до 3 секунд. Полоса препятствий из 5-6 заданий в
подлезании, перелезании и равновесии.
30-40

Элементы художественной гимнастики: Упражнения с мячом –
броски и ловля мяча ранее изученными способами; передача мяча из
рук в руки за спиной; поочередные отбивы мяча об пол и ловля на
одну руку; перекаты мяча по рукам.

41-42 Упражнения с обручем – броски и ловля обруча двумя руками в

лицевой плоскости; перекаты из одной руки в другую в лицевой
плоскости и в парах различными способами; впрыгивание в
качающийся обруч в лицевой плоскости; вращение обруча на руке в
лицевой плоскости с помощью
43-44 Упражнения с лентой – хват ленты; горизонтальные и вертикальные
махи; спирали и змейки в лицевой плоскости.
45-46 Упражнения на тренажерах: Степ доска. Кардиотренажеры (беговая
дорожка, велотренажер, степпер).
47-48 Тренажеры со свободными весами (силовые тренажеры для мышц
спины; брюшного пресса; подтягивание-отжимание; гантели).
Тренажеры с встроенными весами (силовые тренажеры: разгибание
ног; разгибание рук сидя; жим лежа; становая тяга).
3.
49-50

Раздел: Подвижные игры и элементы спортивных игр (10 часов).

Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», эстафеты с передачей
предметов сидя и стоя, «Снайперы», «Охотники и утки".

51-52 Элементы спортивных игр. Настольный теннис. Удержание
шарика на теннисной ракетке на месте и в ходьбе. Набивание шарика
открытой ракеткой (внутренней стороной ракетки).
53-54 Настольный теннис. Игра-соревнование «Кто больше набьет?».
55-56

Бочче: Ознакомление с содержанием игры. Технические правила
игры. Вбрасывание шара «паллино». Бросок шара «пунто».

57-58 Пионербол: Броски и ловля мяча в парах через сетку одной рукой от
плеча.
59-60 Пионербол: Нижняя подача мяча (одной рукой снизу).
61-62 Хоккей на полу: Прием и передача шайбы в парах на месте на
разные расстояния.
63-64 Хоккей на полу: Ведение шайбы по прямой и змейкой с обводкой
конусов. Броски по воротам на точность.
65-66

Баскетбол: Передача и ловля мяча двумя руками от груди на месте в
парах.

67-68 Баскетбол: Ведение мяча шагом по прямой. Броски мяча двумя
руками от груди из-под кольца с места.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».