Окружающий социальный мир (pdf.io)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
Хабаровского края
РАССМОТРЕНО
Руководитель МО ГЦ
______________________
Н.Э. Шевченко
Приказ №1 от «25» августа 2023г.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР
_______________________
Н.В. Чернова
Приказ №1 от «28» августа 2023г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_______________________
Ю.С. Ковальчук
Приказ №73 от «30» августа 2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета «Окружающий социальный мир»
для индивидуального обучения
7 класс
Составлена в соответствии с ФГОС ООО.

с. Солонцы
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» (предметная область
«Окружающий мир») для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2), и является учебно-методической
документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной
программы, примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовую базу рабочей программы для обучающихся 7 класса составляют:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом МО
РФ от 19.12.2014 г. №1599);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 г. №1026;
 Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» от 22.03.2021 № 115;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» от 11.02.2022 № 69;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 Устав МБОУ СОШ с. Солонцы;
 Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Солонцы и др.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном
мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных
особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают
трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета
«Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие
социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство
с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Реализация рабочей программы предмета «Окружающий социальный мир» для 7 класса
рассчитана на 34 недели, по 2 часа в неделю. Всего 68 часов.

1. ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР).
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных
потребностей. Учет таких потребностей определяет необходимость создания адекватных условий,
способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
Умственная отсталость обучающихся 7 класса, в той или иной форме, осложнена нарушениями
сенсорными, соматическими, речевыми, расстройствами аутистического спектра и эмоциональноволевой сферы.
При разработке рабочей программы учебного предмета «Окружающий социальный
мир» (7 класс) учитывались особые образовательные потребности:

Содержание образования. Учитывается потребность во введении специальных
учебных предметов и коррекционных курсов, которых нет в содержании образования обычно
развивающегося ребенка.

Создание специальных методов и средств обучения. Обеспечивается потребность в
построении "обходных путей", использовании специфических методов и средств обучения, в более
дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение обычно развивающегося
ребенка. (Например, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов,
электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т. п.)

Особая организация обучения. Учитывается потребность в качественной
индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации
образовательной среды. Например, дети с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами
аутистического спектра изначально нуждаются в индивидуальной подготовке до реализации
групповых форм образования, в особом структурировании образовательного пространства и
времени, дающим им возможность поэтапно («пошагово») понимать последовательность и
взаимосвязь явлений и событий окружающей среды.

Определение границ образовательного пространства предполагает учет потребности
в максимальном расширении образовательного пространства за пределами образовательного
учреждения. К примеру, формирование навыков социальной коммуникации необходимо
осуществлять в естественных условиях: в магазине, кафе, поликлинике, общественном транспорте и
др.

Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие. Необходимо
учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех
окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий:
специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а
также родителей ребенка с ТМНР в процессе его образования. Кроме того, при организации образования
необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал
организации, волонтеров, родственников, друзей семьи и д. Для реализации особых образовательных
потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная
организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях
образовательной организации и в семье.

2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И СПЕЦИАЛЬНОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.
В основу разработки рабочей программы учебного предмета «Окружающий
социальный мир» (предметной области «Окружающий мир») АООП обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (ТМНР) заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это
обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе
и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с
дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью к:

структуре образовательной программы;

условиям реализации образовательной программы;

результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной
психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с
учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности
обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации
доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся,
обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
•
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
•
индивидуальное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
образовательных областях;
•
повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности
и поведения;
•
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе
формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь
обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
В основу формирования АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (ТМНР), предмета
«Окружающий социальный мир» положены следующие принципы:

принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской
Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы
образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и
др.);



принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;

принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий
его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;

онтогенетический принцип;

принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметнопрактической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;

принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;

принцип сотрудничества с семьёй.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем
социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу
различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР
испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное
восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с
явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения),
формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты
питания», «Предметы быта»,
«Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна»,
«Традиции и обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он
проживает, о России. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями
окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей
с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится
ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в
частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования
умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная
последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые
модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине,
поведение в опасной ситуации и др.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой
формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность»,
«Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда»,
расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать
стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия
проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.)
Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными Организациями, предоставляющими
услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно
общепринятым нормам поведения.
Предмет «Окружающий социальный мир» (7 класс) реализуется в форме индивидуальных и
групповых занятий, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на
основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии / консилиума и индивидуальной
программы реабилитации инвалида.
Продолжительность урока варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 40
минут.
Реализация рабочей программы предмета «Окружающий социальный мир» для 7 класса
рассчитана на 34 недели, по 2 часа в неделю. Всего 68 часов.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ АООП

(ВАРИАНТ 2)
Освоение содержания рабочей программы учебного предмета «Окружающий
социальный мир» созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с
умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых личностных и возможных
предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения предмета «Окружающий социальный
мир» (7 класс):
1)
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как
«Я»;
2)
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3)
формирование социально ориентированного
взгляда на окружающий мир в его органичном
единстве и разнообразии
природной и социальной частей;
4)
формирование уважительного отношения к окружающим;
5)
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
7)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
9)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Возможные предметные результаты освоения предмета «Окружающий социальный
мир»:
1) Представления о мире, созданном руками человека
•
Интерес к объектам, созданным человеком.
•
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в
транспорте, в общественных местах.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях
людей.
•
Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,
повар, врач, водитель и т.д.).
•
Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и
т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
•
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
•
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы
контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.

•
•
•

Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
Умение находить друзей на основе личных симпатий.
Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
•
Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
•
Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в
них.
•
Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем
виде, на праздниках, в хозяйственно- бытовой деятельности.
5) Представления об обязанностях и правах ребенка.
•
Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки,
гражданина и др.
6) Представление о стране проживания Россия.
•
Представление о стране, народе, столице, месте проживания.
•
Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
•
Узнавание президента РФ (на фото, видео).

5.
ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.
Программа сотрудничества с семьей обучающегося отражает направленность на
обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных
представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.
Программа сотрудничества с семьей направлена на:
1) психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
2) повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических
образовательных потребностях ребенка;
3) обеспечение участия семьи в разработке и реализации содержания программы;
4) обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;
5) организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации
программы курса и результатах его освоения;
6) организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях
Программа предмета «Окружающий социальный мир» (7 класс) включает следующие формы
сотрудничества с семьей:
- индивидуальные консультации (по запросу родителей);
- тематические консультации по разделам и темам занятий (по запросу родителей);
- открытые занятия (1 раз в четверть);
- письменные рекомендации (по необходимости).
6. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП образования
обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития ориентирует образовательный
процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного
пространства, достижение возможных результатов освоения содержания СИПР и АООП.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения обучающимися
АООП и СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов: что обучающийся знает и
умеет на конец учебного периода, что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. При оценке результативности
обучения учитывается, что у обучающихся могут быть вполне закономерные затруднения в
освоении предмета, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и
развития в целом.
Учитываются следующие факторы и проявления:
− особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося;
− выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического
развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ;
− в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся должна
оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые
инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.;
− при оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения детей осуществляются в
качественных критериях по итогам практических действий:
 «выполняет действие самостоятельно»,
 «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),







«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».
Система оценки достижения предметных результатов АООП (вариант 2) исключает наличие
шкалы балльного (отметочного) оценивания. Промежуточная (годовая) аттестация представляет
собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам
учебного года. На её основе составляется характеристика каждого обучающегося, делаются выводы
и ставятся задачи для СИПР на следующий учебный год. Перевод обучающегося на следующую
ступень образования осуществляется максимально приближённо к возрасту ребёнка.
1. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (БУД)

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с
умственной отсталостью
Основой для разработки программы учебного предмета «Окружающий социальный мир» (7
класс) является -Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной
отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует требования
Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2).
В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет
реализовывать коррекционно- развивающий потенциал образования школьников с умственной
отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД в 7 классе состоит в
формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая
обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Задачами реализации программы в 7 классе являются
1. Формирование учебного поведения:
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
 выполнение инструкции учителя;
 использование по назначению учебных материалов;
 выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
 в течение определенного периода времени
 от начала до конца,
 с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности.
Мониторинг базовых учебных действий
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который
отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности
проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально
присутствующего опыта деятельности и его уровня.
 деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом;
 деятельность осуществляется по подражанию:
 деятельность осуществляется по образцу;
 деятельность осуществляется по последовательной инструкции;



деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету
деятельности;
 самостоятельная деятельность;
 умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри
целостной деятельности
используются условные обозначения:
 действие (операция) сформировано – «ДА»;
 действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ»
 действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»
 действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности,
позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии
доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону
актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы курса.

10. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Наименование разделов и
тем
«Школа»
«Квартира, дом, двор»
«Предметы быта»
«Продукты питания»
«Предметы и материалы,
изготовленные человеком»
«Город»
«Транспорт»
«Традиции и обычаи»
«Страна»
Итого

Всего
часов

Примечание

10
9
7
8
4
9
5
10
6
68

Продолжительность учебных недель: 7 класс – 34 учебные недели.
Программный материал рассчитан на 68 учебных часов (2 часа в неделю).

11. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Школа. День знаний. Представление о себе как члене коллектива класса. Школьная форма.
Организация своего рабочего места. Правила поведения на уроке. Правила поведения в школе.
Дружеские отношения. Мои одноклассники. Профессии людей в школе.
Квартира, дом, двор. Дом. Квартира .Помещения дома. Мой домашний адрес. Адрес школы.
Правила поведения в доме.
Безопасность в доме. Правила безопасности и поведения во дворе. Правила безопасности на улице.
Традиции, обычаи Покров день. Знать (понимать) традиции и атрибуты осеннего
праздника. Новый год. Знать (понимать) традиции и атрибуты зимнего праздника Новый год.
Рождество. Знать (понимать) традиции и атрибуты зимнего праздника Рождество. Масленица. Знать
(понимать) традиции и атрибуты праздника Масленица. Праздники весной. Какие я знаю
праздники? Праздник Пасхи. Красная Горка. Праздники в школе.
Предметы быта. Помошники в быту. Холодильник. Микроволновая печь. Пылесос. Утюг.
Стиральная машина.
Продукты питания. Продукты питания животного происхождения. Молочные продукты.
Мясные продукты. Мед и его полезные свойства. Хлебобулочные и кондитерские изделия.
Правильное питание. Полезные продукты. Вредные продукты.
Предметы и материалы, созданные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности (альбомный лист,, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.).
Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание
(различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги,
фигурный дырокол).
Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.).
Город
Город в котором я живу. Калининград. Узнавание (различение) элементов городской
инфраструктуры, улицы (проспекты, переулки), площади, здания, парки).
Службы помощи. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал
(аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи ( больница, поликлиника,
парикмахерская).
Все профессии важны. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар,
строитель, парикмахер, Безопасность на дорогах. Узнавание (различение) технических средств
организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход »), разметка («зебра»),
светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на
улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города
Транспорт
Общественный транспорт. Узнавание (различение) общественного транспорта (автобус, трамвай,
троллейбус, маршрутное
такси).Знание назначения общественного транспорта. Правила поведения в общественном
транспорте. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Все
профессии важны. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки
из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и
др.). Узнавание (различение) специального транспорта (снегоуборочная машина, машины на
селе). Знание назначения специального транспорта. Безопасное поведение на улице. Правила
поведения на улице.
Страна
Россия. Наше Отечество. Знание названия государства, в котором мы живем.
Государственная символика. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн).
Гимн России. Наш президент. Узнавание президента РФ (на фото, видео). Столица РоссииМосква. Знание названия столицы России.

№

1

2

3

4

12.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Наименование
Кол-во
Цель и элементы
Возможные результаты
Оборудование,
раздела
часов
содержания
освоения обучающимися
дидактический. Материал,
программы и тем
учебного предмета, курса
ТСО и ИТ
урока
Школа. День
1
Просмотр презентации: «Здравствуй Знать (понимать) об
Презентация: «Здравствуй
знаний.
школа!»;
окружающей
школа!»
Представление о себе как члене
действительности;
коллектива класса.
Уметь соблюдать правила
поведения на уроках и во
внеурочной деятельности.
Школьная форма.
1
Показ школьной формы,
Знать (понимать) для чего
Пиктограммы, предметные
Узнавание и различение школьной
нужна школьная форма;
картинки
формы: белая рубашка, пиджак
Уметь узнавать и различать
,брюки, туфли.
школьную форму, соблюдать
правила поведения на уроках
Игра: «Найди школьную форму»
и во внеурочной деятельности.
Организация своего
1
Показ правильного рабочего места,
Загадки, предметные
Уметь организовать свое
рабочего места.
порядок на рабочем месте;
картинки , портфель, пенал,
рабочее место (достать из
школьные
Загадки про школу;
портфеля книгу, тетрадь,
принадлежности.
Складывание канцтоваров в пенал
пенал);
Уметь сложить
канцтовары в пенал.
Школьные
1
Узнавание (различение) школьных
Знать (понимать) значение
мел, ранец, учебник,
принадлежности
принадлежностей и из значение:
школьных принадлежностей; тетрадь, дневник,
.
школьная доска, парта, мел, ранец,
Уметь узнавать (различать)
карандаш, фломастер,
учебник, тетрадь, дневник, карандаш, школьные принадлежности пенал и предметные
точилка, резинка, фломастер, пенал,
картинки, тетрадь
ручка, линейка, краски, пластилин,
альбом для рисования.
Отгадывание загадок про школьные
принадлежности и записывание в
тетрадь

5

Правила поведения
на уроке.

1

7

Режим дня в
школе.

1

8

Дружеские
отношения.

1

9

Мои
одноклассники.

1

10 Профессии людей в
школе.

1

11 Традиции, обычаи
Покров день.

1

Беседа: «Правила поведения на
уроке»;
Просмотр презентации: « Правила
поведения на уроке»;
Записывание правил поведения на
уроке в тетрадь

Знать (понимать) правила
поведения на уроке;
Уметь соблюдать правила
поведения на уроках и во
внеурочной деятельности,
взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками
Беседа о режиме школьного дня.
Знать (понимать) режим дня в
Повторение правил поведения в
школе;
школе.
Уметь соблюдать распорядок
Просмотр презентации: «Режим дня в школьного дня
школе»
Формирование представлений
Иметь представления о
о дружеских взаимоотношениях
дружеских взаимоотношениях
с
с
одноклассниками, старшими
одноклассниками, старшими
Рассказ по фото об однокласснике.
Знать своих одноклассников;
Называние фамилии, имени;
Уметь называть
Описание (цвет глаз, волос)
одноклассников по имени и
фамилии, описать по фото,
выражать свой интерес к
другому человеку.
Знакомство с профессией –
Знать учителей-предметников,
учителя, воспитателя.
Уметь узнавать учителей и
Повторение за учителем и
воспитателей, называть их по
запоминание слова-действия: учит,
имени и отчеству
показывает, читает, пишет…
самостоятельно или повторяя
за учителем.
Закрепление полученных знаний о
учителях и воспитателях;
Знать (понимать) профессии
Загадки о профессиях
людей, работающих в школе.
Беседа: «Обобщение знаний о
Уметь соотносить работника
профессиях людей, работающих в
школы с его профессией.
школе»;
Просмотр презентации: « Профессии в
школе»;
Игра «Кто это? Кем работает?»
Просмотр видеофильма о
Знать (понимать) традиции и
празднике. Этот праздник
атрибуты осеннего праздника
посвящен Богородице. Считается,

Презентация: « Правила
поведения на уроке»,
тетрадь

Пиктограммы, картинки;
Презентация: «Режим дня в
школе»
Мультфильмы о дружбе

Фотографии

Пиктограммы, картинки
Презентация «Учитель,
воспитатель»

Видеофильм о празднике

12 Квартира, дом,
двор.
Дом.

1

13 Квартира.

1

что она укрывает землю снегом,
как своим платком. В этот день
принято кормить и лечить
бродячих животных и кормить птиц
хлебом.
В день Покрова принято веселиться
и улыбаться всем встречным. Чтобы
избавить детей от болезней, в этот
день их выводят за порог и обливают
водой из большого решета.
Всех, кто приходит в дом следует
вкусно накормить блинами. Женщины
принимаются за рукоделие:
вышивают, прядут и шьют. Поют
песни и много смеются.
В этот праздник пекут специальный
покровский каравай. Нужно
накормить им своих близких, друзей и
соседей, а остатки и крошки
сохранить до Великого поста.
И, конечно, в этот день все просят у
Богородицы защиты и процветания
семьи.
Просмотр презентации: «На стройке»;
Дидактическая игра «Построй дом»,
«Кто строит дом?»
Конструирование дома из
конструктора

Узнавание и знание назначений
помещений квартиры (комната,
спальная, детская, гостиная).
Отгадывание загадок о доме.

Знать (понимать)
представления о доме, о
расположенных в нем и
рядом объектах (мебель,
оборудование, одежда,
посуда.)
Уметь узнавать и называть
части дома самостоятельно
или повторяя за учителем.
Уметь построить дом по
образцу или с помощью
учителя.
Знать (понимать)
представление о квартире в
многоэтажном доме, значение
помещений;

Презентация: «На стройке»,
Пиктограммы, картинки,
дидактическая игра,
Строительный набор
«Конструктор», пазлы

Картинки, альбом, цветные
карандаши

Раскрашивание картинки: в спальне
14 Помещения дома.

1

Узнавание и знание назначений
помещений квартиры прихожая,
кухня, ванная комната, санузел,
балкон.
Загадки, стихи о доме.
Дидактическая игра: «Построй свою
комнату »
Сообщение и узнавание своего
домашнего адреса (город, улица,
номер дома, номер квартиры), как
доехать до дома (какой транспорт);
Узнавание своего домашнего адреса
(на слух, написанного).
Игра : «Узнай и назови свой адрес»
Сообщение и узнавание адреса школы
(поселок, улица, номер дома).
Узнавание адреса школы (на слух,
написанного).
Игра :«Узнай адрес школы»

15 Мой домашний
адрес.

1

16 Адрес школы.

1

17 Правила поведения
в доме.

1

Беседа о правилах безопасного
поведения дома в быту; учить видеть
опасность в повседневной жизни и
уметь ее предупредить; дать
представление о последствиях при
несоблюдении правил безопасности.

18 Безопасность в
доме

1

Беседа об основных правилах
безопасного поведения дома в быту;
учить видеть опасность в
повседневной жизни и уметь ее
предупредить; дать представление о
последствиях при несоблюдении
правил безопасности.

Уметь узнавать и называть
части дома самостоятельно
или повторяя за учителем.
Знать (понимать) значение
Картинки, альбом, цветные
помещений дома;
карандаши
Уметь узнавать и называть
помещения дома
самостоятельно или повторяя
за учителем.
Знать (понимать) свой
домашний адрес;
Уметь называть свой адрес
проживания, знание как
добраться до дома.

Карта, фото, пиктограммы,
иллюстрации,

Знать (понимать) адрес
школы, как добраться до
школы;
Уметь называть адрес школы,
знание как добраться до
школы.
Знать (понимать) правила
поведения в доме;
Уметь соблюдать
осторожность в обращении с
бытовыми предметами;
ответственно относятся к
своим действиям в домашних
условиях.
Знать (понимать)
безопасность в доме;
Уметь соблюдать
осторожность в обращении с
бытовыми предметами;
ответственно относятся к
своим действиям в домашних
условиях.

Фото школы, карточки с
написанием адреса школы

Демонстрация
иллюстрации с опасными
ситуациями, инсценировка
опасных ситуаций дома.
Мультфильм «Стасик и его
команда. Правила
поведения в доме».
Демонстрация
иллюстрации с опасными
ситуациями, инсценировка
опасных ситуаций дома.
«Стасик и его команда.
Правила поведения в
доме».
«Уроки осторожности с

19

Правила
безопасности и
поведения во дворе

1

Беседа об основных правилах
безопасного во дворе, учить видеть
опасность в повседневной жизни и
уметь ее предупредить; дать
представление о последствиях при
несоблюдении правил безопасности.

20

Правила
безопасности на
улице

1

20

Правила
безопасности на
улице

1

21 Предметы быта.
Помошники в быту

1

Беседа об основных правилах
безопасности на улице, на
спортплощадке ; учить видеть
опасность в повседневной жизни и
уметь ее предупредить; дать
представление о последствиях при
несоблюдении правил безопасности.
Беседа об основных правилах
безопасности на улице, на
спортплощадке ; учить видеть
опасность в повседневной жизни и
уметь ее предупредить; дать
представление о последствиях при
несоблюдении правил безопасности.
Узнавание и значение (различение)
бытовой техники (фен, миксер,
пылесос, магнитофон, телевизор,
стиральная машина, швейная
машина).
Загадки про бытовую технику.
Задание на листочке: « Для какого
предмета предназначен бытовой
прибор», «Какие предметы можно
стирать, а какие нет?»
Узнавание и значение (различение)
бытовой техники (фен, миксер,
пылесос, магнитофон, телевизор,
стиральная машина, швейная
машина).
Просмотр презентации: «Бытовая

22

Помошники в быту

1

Уметь соблюдать правила
Безопасного поведения во
дворе, учить видеть опасность
в повседневной жизни и уметь
ее предупредить; иметь
представление о последствиях
при несоблюдении правил
безопасности.
Уметь соблюдать правила
Безопасности на улице,
видеть опасность в
повседневной жизни и уметь
ее предупредить; иметь
представление о последствиях
при несоблюдении правил
Уметь соблюдать правила
Безопасности на улице,
видеть опасность в
повседневной жизни и уметь
ее предупредить; иметь
представление о последствиях
при несоблюдении правил
Знать (понимать) значение
бытовой техники;
Уметь узнавать и (различать)
бытовую технику ( фен,
миксер, пылесос, магнитофон,
телевизор, стиральная
машина, швейная машина).

Тетушкой Совы»
Демонстрация
иллюстрации с опасными
ситуациями, инсценировка
опасных ситуаций во
дворе.
Мультфильм
«Уроки осторожности с
Тетушкой Совы»
Демонстрация
иллюстрации с опасными
ситуациями, инсценировка
опасных ситуаций во
дворе.
Мультфильм
«Уроки осторожности с
Демонстрация
иллюстрации с опасными
ситуациями, инсценировка
опасных ситуаций во
дворе.
Мультфильм
«Уроки осторожности с
Развивающий мультфильм
«Бытовая техника»,
Лото «Поиграем в магазин»

Знать (понимать) значение
Презентация: «Бытовая
бытовой техники;
техника»,
Уметь узнавать и (различать)
бытовую технику ( фен,
миксер, пылесос, магнитофон,
телевизор, стиральная

23

Холодильник

1

24

Микроволновая
печь

1

25

Пылесос

1

26

Утюг

1

27

Стиральная
машина

1

28 Традиции, обычаи
Новый год

1

29 Рождество

1

техника»;
Игра: «Что делают с этим бытовым
прибором?»
Просмотр презентации:
«Холодильник»;
Правила техники безопасности при
работе с холодильником;
Работа в рабочей тетради
Просмотр презентации:
«Микроволновая печь»;
Правила техники безопасности при
работе с холодильником;
Работа в рабочей тетради
Просмотр презентации: «Пылесос»;
Правила техники безопасности при
работе с пылесосом;
Практическая работа (чистка паласа в
игровой комнате)
Просмотр презентации:
«Гладим утюгом»;
Правила техники безопасности при
работе с утюгом;
Практическая работа (гладим
полотенец)
Просмотр презентации:
«Постирает все машина»;
Правила техники безопасности при
работе со стиральной машиной;
Экскурсия в школьную прачечную
Знание традиций и атрибутов зимнего
праздника Новый год;
Просмотр презентации: «Новогодний
праздник»;
Подготовка к новогоднему празднику
(поделки, стихи, песни)
Знание традиций и атрибутов зимнего
праздника Рождество;
Просмотр презентации: «Рождество»;
Изготовление рождественской

машина, швейная машина).
Презентация:
Знать (понимать) значение
«Холодильник», рабочая
холодильника и правила
тетрадь
пользования;
Уметь пользоваться техникой
Знать (понимать) значение
Презентация:
микроволновой печи и
«Микроволновая печь»,
правила пользования;
Уметь пользоваться техникой
Знать (понимать)
значение пылесоса
и правила
пользования;
Уметь пользоваться техникой
Знать (понимать) значение
утюга и правила пользования;
Уметь пользоваться техникой

Презентация: «Наш
помощник - пылесос»,

Презентация: «Гладим
утюгом»,

Знать (понимать) значение
Презентация: «Постирает
стиральной машины и правила все машина»,
пользования;
Уметь пользоваться техникой
Знать (понимать) традиции и Презентация: «Новогодний
атрибуты зимнего праздника праздник», стихотворения,
Новый год
наборы творчества.

Знать (понимать) традиции и Презентация: «Рождество»,
атрибуты зимнего праздника стихотворения, наборы
Рождество
творчества.

30

Продукты
питания
Продукты питания
животного
происхождения.

1

31

Молочные
продукты

1

32

Мясные продукты

1

33

Мед и его полезные
свойства

1

34

Хлебобулочные и
кондитерские
изделия

1

открытки
Пиктограммы, картинки.
Показ и названия продуктов питания Знать (понимать) названия
продуктов животного
Презентация: «Продукты
животного происхождения на
происхождения по внешнему питания животного
картинке;
Просмотр презентации: « Продукты
виду;
происхождения»
питания животного происхождения»;
Задание на листочке: «Выбери
продукты животного происхождения и
раскрась их».
Показ и названия молочных
Знать (понимать) названия
Презентация «Откуда
продуктов на картинке;
молочных продуктов;
берется молоко?», картинки
Узнавание (различение) молочных Уметь узнавать (различать)
продуктов (молоко, творог, сметана, названия молочных
кефир) по внешнему виду, на вкус.
продуктов (молоко, творог,
Просмотр презентации: «Откуда
сметана, кефир) по внешнему
берется молоко?»
виду, на вкус.
Показ и названия мясных продуктов Знать (понимать) названия
Картинки с изображением
на картинке;
мясных продуктов;
мясных продуктов
Узнавание (различение) мясных
Уметь узнавать и называть
продуктов (колбаса, сосиски, котлета) мясные продукты
по внешнему виду, на вкус.
самостоятельно или повторяя
Узнавание упаковок с мясными
за учителем по внешнему виду
продуктами.
и на вкус.
Игра «Назови, что это?». Загадки.
Узнавание (различение) меда по
Знать (понимать) полезные
Просмотр презентации:
внешнему виду, на вкус.
свойства меда
« Труд пчелки»
Уметь
узнавать
(различать)
Просмотр презентации: « Труд
мед по внешнему виду, на
пчелки»
вкус.
Показ и названия хлебобулочных и
Знать (понимать) названия
Картинки с изображением
кондитерских изделий на картинке;
хлебобулочных изделий;
хлебобулочных изделий,
Узнавание (различение) муки и
Уметь узнавать (различать)
мучные изделия (хлеб,
мучных изделий : готовых к
названия мучных изделий:
батон, пирожок, булочка,
употреблению (хлеб, батон, пирожок, готовых к употреблению
печенье, кекс, корж, торт,
булочка, кекс, торт, пироженное).
(хлеб, батон, пирожок,
пироженное),
Просмотр презентации: «В
булочка)
Презентация: «В
кондитерской»
кондитерской»

35

Правильное
питание

1

36

Полезные
продукты

1

37

Вредные продукты

1

38

Предметы и
материалы,
изготовленные
человеком.
Бумага

1

39

Бумага

1

Беседа: «Как правильно питаться,
чтобы быть здоровыми»;
Просмотр презентации: «Правильное
питание – залог здоровья»;
Дидактическая игра: «Готовим обед»
Беседа: «Полезные продукты»;
Просмотр презентации: «Полезные
продукты»;
Игра: «Помоги Ване выбрать
полезные продукты»
Беседа: «Вредные продукты»;
Просмотр презентации: «Вредные
продукты»;
Игра: «Помоги Тане убрать вредные
продукты»
Узнавание свойств бумаги (рвется,
мнется, намокает). Узнавание
(различение) видов бумаги по
плотности (альбомный лист, картон и
др.) Узнавание предметов,
изготовленных из бумаги (салфетка,
коробка, газета, книга и др.).

Знать (понимать) как
правильно питаться;
Уметь выбрать полезные
продукты для обеда

Презентация: «Правильное
питание – залог здоровья»;
Дидактическая игра:
«Готовим обед»

Знать (понимать) полезные
продукты питания;
Уметь выбрать полезные
продукты

Презентация: «Полезные
продукты»,
Игра: «Помоги Ване
выбрать полезные
продукты»
Презентация: «Вредные
продукты»;
Игра: «Помоги Тане убрать
вредные продукты»

Знать (понимать) вредные
продукты питания;
Уметь убрать вредные
продукты

Узнавание свойств бумаги
(рвется, мнется, намокает).
Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности
(альбомный лист, картон и
др.). Узнавание предметов,
изготовленных из бумаги
(салфетка, коробка, газета,
книга и др.).
Узнавание свойств бумаги (рвется,
Узнавание свойств бумаги
мнется, намокает). Узнавание
(рвется, мнется, намокает).
(различение) видов бумаги по
Узнавание (различение) видов
плотности (альбомный лист, картон и бумаги по плотности
др.) Узнавание предметов,
(альбомный лист, картон и
изготовленных из бумаги (салфетка, др.). Узнавание предметов,
коробка, газета, книга и др.).
изготовленных из бумаги
Просмотр презентации: «Книжное
(салфетка, коробка, газета,
издательство».
книга и др.).

Альбомный лист, картон
салфетка, коробка, газета,
книга и др.
Презентация

Альбомный лист, картон
салфетка, коробка, газета,
книга и др.
Презентация: «Книжное
издательство»

40

Предметы из
стекла и зеркала

1

41

Предметы из
стекла и зеркала.

1

42

Традиции, обычаи
Масленица

1

43

Город
Город, в котором я
живу. Калининград

1

44

Службы помощи
(больница,
поликлиника).

1

45

Службы помощи
(милиция)
Службы помощи
( парикмахерская),

1

46

1

Показ предметов из стекла (ваза,
полка, окно, дверь, стол)
Узнавание предметов, изготовленных
из стекла и зеркала (зеркало, стол,
полка, окно, двери , ваза и др.).
Игра «Назови предметы из стекла в
классе»;
Игра: «Стеклянное – не стеклянное»
Узнавание предметов, изготовленных
из стекла и зеркала (стол, полка, ваза,
окно, двери и др.).
Игра «Назови предметы их дерева»;
Просмотр презентации:
«Изготовление стекла»
Беседа о празднике Масленица,
проводы зимы.
Чтение стихов, исполнение песен,
игры, забавы.

Знать (понимать) изделия из
Предметы из стекла и
стекла и зеркала;
зеркала
Уметь узнавать предметы,
Картинки
изготовленные из стекла
(стол, полка, двери, ваза, окно
и др.).
Знать (понимать) изделия из Презентация:
стекла и зеркала;
«Изготовление стекла»
Уметь узнавать предметы,
изготовленные из стекла
(стол, полка, двери, ваза, окно
и др.).

Знать (понимать) традиции и
атрибуты праздника
Масленица;
Уметь радоваться и радовать
других, петь песни, слушать
стихи, повторять за учителем,
играть в игры
Узнавание (различение) элементов
Узнавание (различение)
городской инфраструктуры (улицы
элементов городской
площади, здания, парки, скверы).
инфраструктуры (улицы
Дидактическая игра :«Это мой город» площади, здания, парки).
(узнавание объектов города)
Узнавание (различение) элементов
Узнавание (различение)
городской инфраструктуры: больница, элементов городской
поликлиника.
инфраструктуры: больница,
поликлиника.
Узнавание (различение) службы
Узнавание (различение)
помощи (милиция)
службы помощи (милиция)
Узнавание (различение) службы
Узнавание (различение)
помощи (парикмахерская);
службы помощи (
Игра: «Я- парикмахер»;
парикмахерская)
Просмотр презентации: «В
парикмахерской»

Презентация: «Масленица»,
песни, стихи, забавы

Презентация:
«Калининград»

Презентация: «Службы
помощи: больница».
Презентация: «Службы
помощи: милиция»
Презентация: «В
парикмахерской»

47

Все профессии
важны.

1

48

Все профессии
важны.

1

49

Все профессии
важны.

1

50

Безопасность на
дорогах в городе

1

51

Правила поведения
на улице.
Транспорт
Общественный
транспорт

1

52

1

53

Правила поведения
в общественном
транспорте

1

54

Специальный
транспорт

1

55

Специальный
транспорт

1

Узнавание (различение) профессий (врач,
продавец, кассир,
Игра «Угадай профессию»
Узнавание (различение) профессий
(повар, строитель, водитель)
Игра «Угадай профессию»
Узнавание (различение) профессий
(парикмахер)
Игра «Угадай профессию»

Дорожный знак «Пешеходный
переход», разметка «зебра», светофор.
Экскурсия на пешеходный переход,
выполнение правил перехода.

Узнавание (различение)
профессий (врач, продавец,
кассир)
Узнавание (различение)
профессий ( повар, строитель,
водитель)
Узнавание (различение)
профессий (парикмахер.

Пиктограммы,
иллюстрации
Пиктограммы,
иллюстрации
Пиктограммы,
иллюстрации

Узнавание (различение)
Пиктограммы,
технических средств
иллюстрации,
организации дорожного
мультфильм
движения (дорожный знак
(«Пешеходный переход»),
разметка («зебра»), светофор).
Изучение правил поведения на улице. Знание (соблюдение) правил Пиктограммы,
поведения на улице.
иллюстрации
Формирование
представлений
о Узнавание (различение)
Презентация: «Наземный
наземном
транспорте.
(автобус, наземного транспорта
транспорт»
трамвай ,троллейбус, маршрутное такси) (автобус, трамвай, троллейбус,
Просмотр презентации: « Наземный маршрутное такси)
транспорт».
Правила поведения в общественном Принятие правил поведения в Пиктограммы, мультфильм
транспорте. Знание места посадки и
общественном транспорте.
высадки из автобуса. Пользование
Знание места посадки и
общественным транспортом (посадка высадки из автобуса.
в автобус, покупка билета и др.).
Уметь с помощью взрослого
Игра: « Мы пассажиры»
пользоваться общественным
транспортом (посадка в
автобус, покупка билета и др.)
Пиктограммы, мультфильм
Формирование представлений о
Узнавание (различение)
специальном транспорте
специального транспорта
(снегоуборочная машина);
(снегоуборочная машина).
Просмотр мультфильма
Пиктограммы, мультфильм,
Формирование представлений о
Узнавание (различение)
картинки
специальном транспорте (машины на специального транспорта
селе);
(машины на селе).
Рисование и разукрашивание
пожарной машины

56

Безопасное
поведение на улице

1

Рассказать о правилах безопасного
поведения пешеходов на городских
улицах и загородных дорогах и
общественных транспортах. Показать
значение светофора и дорожной
разметки для пешехода. Выявить
частые ошибки пешеходов,
приводящие к ДТП.

57

Традиции, обычаи
Праздники весной

1

Знание традиций и атрибутов
весенних праздников 8 марта, Пасха,
День Победы,

58

Какие я знаю
праздники?

1

Познакомить с историей
возникновения и
празднования некоторых Российских
праздников; научить соотносить
праздник к его сезону; расширить
знания о том, как люди готовятся к
праздникам. Обсудить, как к
праздникам готовятся дети.
Традиции праздника, его атрибуты.
Рисование пасхального сувенира.
Слушание пасхальных песен
Просмотр презентации: «Что это за
праздник?»
Первое воскресенье после Пасхи
(играют свадьбы, водят хороводы,
встречают восход солнца, готовят
блюда с яичницей)
Просмотр видео «Праздники в
школе»;
Вопросы и ответы

59

Праздник Пасхи.

1

60

Красная горка

1

61

Праздники в школе

1

Должны уметь безопасно
передвигаться по улицам и
дорогам, пользоваться
общественным транспортом,
выполняя безопасные правила
поведения при входе и выходе
и движении на маршруте,
выбирать безопасные места
для передвижения и просить
помощь у взрослых.
Стремление к знаниям
традиций и атрибутов
праздников 8 марта, Пасха,
День Победы.

Демонстрация
иллюстрации с опасными
ситуациями, инсценировка
опасных ситуаций на
улице.

Иметь представление о
Российских праздниках;
Стремление к знаниям, как
готовятся люди к праздникам;

Иллюстрация «Праздники»,
звуковое сопровождение.

Презентация

Знать традиции и атрибуты
праздников Новый Год, День
Победы, Пасха, 8 марта, 23
февраля.
Стремление к знаниям
традиций и атрибутов
праздника Пасхи,
Стремление к знаниям
традиций и атрибутов
праздника Красной горки,

Презентация: «Праздник
Пасха»

Стремление к знаниям

Видео «Праздники в

Презентация: «Что это за
праздник?»

соблюдения традиции школьных школе»
праздников.

62

Наши школьные
традиции

1

Выяснить какие школьные традиции
дети знают, как они к ним готовятся и
как соблюдают. Обсудить основные
правила подготовки к праздникам

63

Страна
Россия

1

Презентации, песни

64

Наше Отечество

1

65

Наш президент

1

Россия – страна, в которой мы живем. Знать (понимать) названия
государства, в котором мы
Стихи о России, просмотр
презентации, песни и стихи о России. живем. Знание названия
столицы России
Слушание рассказа по К.Ушинскому Знать (понимать) почему мы
зовем Россию Отечеством;
«Наше Отечество»;
Уметь слушать рассказ, с
Ответы и вопросы;
помощью учителя отвечать на
вопросы
Показ президента РФ (на фото,
Знать (узнавать) президента
видео).
России
Выбор фотографии Президента из 3-4 Уметь находить по фото и
фотографий деятелей России.
называть президента России

66

Государственная
символика

1

Рассказ Кудрявцевой «Флаг
России»,
Видео записи гимна

67

Гимн России

1

68

«Столица РоссииМосква»

1

Слушание рассказа «Флаг России»;
Показ государственной символики
(герб, флаг, гимн);
Прослушивание гимна России.
Правила поведения при
прослушивании гимна России.
Разукрашивание флага России
Прослушивание и запоминание гимна
России
Слушание рассказа М. Ильина
«Главный город страны»;
Просмотр презентации: «Столица
России- Москва»

Итого за учебный год – 68 часов.

Иллюстрация, фото, звуковое
соблюдения традиции семейных, сопровождение.
школьных, государственных
праздников.

Стремление к знаниям

Знать (узнавать)
государственную символику
(герб, флаг, гимн).

Рассказ по К.Ушинскому
«Наше Отечество»;

Фото, видео президента.

Знать (узнавать) гимн России Аудиозапись
Знать (понимать) как
называется главный город
государства;
Уметь слушать рассказ;
Уметь с помощью учителя
отвечать на вопросы

рассказ М. Ильина
«Главный город страны»,
Презентация: «Столица
России- Москва»

13. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебник: Комарова С.В., Александрова Е.Л., Основы социальной жизни (учебник для образовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы), 5 класс, АО Издательство «Просвещение», 2023,
https://catalog.prosv.ru/item/65267
 натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов
(в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.;
 аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах и т.д.;
 рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания,
наклеивания и другой материал;
 обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных социальных
представлений;
 технические и транспортные средства;
 компьютер, видеопроектор и другое мультимедийное оборудование.
Цифровые образовательные ресурсы:
 educont.ru цифровой образовательный контент
 https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»
 Сборник компьютерных игр «Несерьёзные уроки», обучающих навыкам чтения и счёта «Учим буквы и цифры».
 http://all.edu.ru - Все образование Интернета
 http://Iobraz.ru – Образование.
14.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баряева Л.Б., ГаврилушкинаО.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.:

НОУ «СФЕРА», 2018. – 103с. [Сер. «Игры для детей с проблемами в развитии»]
2. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Я – ребенок: Упражнения с пиктограммами: Рабочая тетрадь для
занятий с детьми. – М.: ДРОФА, 2017.
3. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.-сост. С.А. Цабыбин.-Волгоград: Учитель. 2017.
4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн.для
учителя – М.: Просвещение, 2018, - 191 с.
5. Нищева Н.В.Картотека предметных картинок. СПб. ООО «Издательство «Детство-Пресс».2018.50 стр.
6.
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коллектив авторов: Л.Б. Баряева, и.м.
Бгажнокова, Д.И. Бойков, Е.Т. Логинова.2018г.
7.
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Н.В. Сократова.-М.: ТЦ Сфера,
2017.

8. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд.,
переработано и дополн. – СПб.: Речь, 2017. – 477 с.
9.
Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: СФЕРА,
15.ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ.
№п/п

Дата

Количество не проведённых
уроков

Причина

Согласование с курирующим
завучем


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».