Речь и альтернативные коммуникации (pdf.io)

Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному предмету «Речь и альтернативная
коммуникация» в 7 классе (вариант 2) составлена на основе примерной
адаптированной основной образовательной программы общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных
документов:


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от
29 декабря 2012 г.);



Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ №
1599;



Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос.
Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365 с.;



Учебный план МБОУ СОШ с. Солонцы на 2023/2024 учебный год

Цель учебного предмета:
формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных,
доступных ребенку, средств коммуникации
(вербальных и невербальных).
Задачи учебного предмета:
• Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира
и личного опыта ребёнка.
• Развивать понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, неспецифических жестов.
• Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать
его, используя вербальные и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения.
• Умение пользоваться доступными средствами коммуникации речи для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
• Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
• использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных
потребностей;
• пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями,

карточками с изображениями объектов и действий путем указания на
изображение или передачи карточки с изображением, либо другим
доступным способом.
Описание места учебного предмета
В соответствии с учебным планом 7 класс – количество часов в неделю 3,
количество недель 34, количество часов за учебный год 102.

№

Название раздела

Количество
часов

1

Коммуникация.

27 ч.

2

Развитие речи средствами вербальной и невербальной
коммуникации.

50 ч.

3

Чтение и письмо.

25 ч.

Итого

102 ч.

п/п

Содержание учебного предмета
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с
собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на
собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих
желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи,
выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия)
звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом,
предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов
предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание
зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в
разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на
объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с
использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия
(неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью,
ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием
звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за
помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением
предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью,
ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего
устройства.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи,
учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные,
овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты,
транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета
(пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и
др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко,
тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов,
обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание
слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых
комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов
(мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён
членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление)
слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь,
животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих
понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть,
стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление)
слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние
(употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и
др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов
(пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь
слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление)

простых предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление
рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление
рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление
рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы). Экспрессия с
использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение собственного
имени посредством напечатанного слова.
Составление простых предложений с использованием графического изображения
(электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с
использованием графического изображения. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям с использованием
графического изображения. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с
использованием графического изображения. Составление рассказа по серии
сюжетных картинок с использованием графического изображения.
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения.
Чтение и письмо
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации. Узнавание (различение) образов графем
(букв).
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв (слов). Узнавание звука
в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического
изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога, слова, предложения).
Роль учебного предмета в достижении обучающимися
планируемых предметных результатов
Предметные:
использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в
знакомых ситуациях социального взаимодействия; проявление интереса к
пальчиковым играм.
Базовые учебные действия.
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в
знакомой ситуации взаимодействия: выражать общепринятые нормы
коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;

использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных
потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять
действия по образцу и по подражанию. коммуникативные БУД: умение
находиться и обучаться в среде сверстников; умение к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Примерные критерии оценки знаний, умений и
навыков обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго
индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
Показатели сформированности представлений:
 представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет
(использование отсутствует);
 представление сформировано частично: у ребёнка ограничено
представление об объекте/предмете
(использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
 представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда
узнаёт объект/предмет (использование с периодической
подсказкой: прямой);
 представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда
узнаёт объект/предмет (использование с периодической
подсказкой: косвенной);
 представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет
(использование с периодической подсказкой: вербальной);
 представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет
(самостоятельное использование).
Показатели восприятия материала:
 понимает без визуализации;
 понимает без визуализации частично;
 не понимает без визуализации;
 понимает с наглядным подкреплением;
 понимает с наглядным подкреплением частично;

 действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
 действие выполняется ребенком со значительной помощью
взрослого;
 действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
 действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по
изображению или вербально);
 действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
 действие выполняется ребенком самостоятельно.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго
индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
Оценка качества усвоения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР программы по предмету «Речь и
альтернативная коммуникация» осуществляется на основе анализа результатов
учебных умений учащихся по баллам. Результаты анализа: 0 баллов — не
проявляет данное умение; 1 балл — демонстрирует умение с помощью учителя;
2 балла — допускает ошибки при демонстрации умений; 3 балла —
демонстрирует умение самостоятельно.

Календарно-тематическое планирование 7
класс
Наименование темы
1.

«Здравствуй, к знаниям
дорога! Здравствуй,
праздник сентября!»

План

Факт

Базовые учебные действия
Использование по
назначению учебных
материалов.
Умение выполнять инструкции.

2-4 «Миновало лето, осень
наступила». Работа с
предметными
картинками (узнавание,
называние).

Развитие внимания,
настойчивости, умения
преодолевать трудности,
воспитание ответственности
за начатое дело.

5-7 Беседа на темы «Утро
школьника», «Режим дня
школьника».

Развитие любознательности
при выполнении заданий
проблемного и эвристического
характера.

8- Узнавание и различение
10 пройденных графем
(букв).
Обводка, штриховка,
печатание букв.

Развитие умения выполнять
задание в течение
определенного периода
времени.

11- Составление слогов и
15 слов из разрезной кассы.

Умения самостоятельно
переходить от одного задания
(операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.

16- Различение заданного
17 звука в словах:
выделение слова,
начинающегося с
заданного звука.

Развитие умения выполнять
задание в течение
определенного периода
времени.

18- «Школьные
19 принадлежности»:
названия,
предназначение.

Умения самостоятельно
переходить от одного задания
(операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием

Работа над понятием
«слово».

занятий, алгоритмом действия.

20- Понятие предложение.
21 Повторение за учителем
предложений с
правильным
интонированием с
опорой на сюжетные
картинки.

Использование по
назначению учебных
материалов.

22- Слушаем сказки.
23 В. Сутеев «Под
грибом». Работа
над содержанием
произведения.

Развитие любознательности
при выполнении заданий
проблемного и эвристического
характера.

24- «Овощи». «Фрукты».
25 Работа с предметными
картинками
(узнавание, называние).

Развитие внимания,
настойчивости, умения
преодолевать трудности,
воспитание ответственности
за начатое дело.

26- С.Михалков «Овощи».
27 Работа над содержанием
стихотворения.

Использование по
назначению учебных
материалов.

28- Звук и буква «Ш», «ш».
29 Выделение звука,
знакомство с буквой.
Обводка, штриховка,
печатание буквы.

Умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.

Умение выполнять инструкции.

Умение выполнять инструкции.

30- Слова, начинающиеся со
31 звука «Ш». Чтение
буквы. Копирование с
образца буквы.
32- Слоги открытые: ша, шо,
33 шу. Слоги закрытые: аш,
уш, ош.
34- «Осень поздняя несет
35 первый снег и первый
лед». Беседа по
предметным картинкам.

Развитие внимания,
настойчивости, умения
преодолевать
трудности, воспитание
ответственности за

начатое дело.
36- Звук и буква «Л», «л».
37 Выделение звука,
знакомство с буквой.
Обводка, штриховка,
печатание буквы.

Умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

38- Слова, начинающиеся со
39 звука «л». Чтение буквы.
Копирование с образца
буквы.
40- Составление слогов и
43 слов из разрезной кассы.

Умения самостоятельно
переходить от одного задания
(операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.

44- Беседа на тему «В лесу».
45 Слова, начинающиеся со
звука «л».
Чтение буквы.
Копирование с образца
буквы.

Умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.

46

Развитие любознательности
при выполнении заданий
проблемного и эвристического
характера.

Слушаем сказки. «Три
медведя». Работа по
содержанию сказки.
Пересказ.

Умение выполнять инструкции.

47- Чтение по букварю.
48 Узнавание и различение
образов пройденных
графем (букв).

Развитие умения выполнять
задание в течение
определенного периода
времени.

49- «В ледяной карете
50 мчится зимушка-зима!»
Работа с предметными
картинками (узнавание,
называние).

Развитие внимания,
настойчивости, умения
преодолевать трудности,
воспитание ответственности
за начатое дело.

51- С.Михалков «Снег
52. кружится, снег
ложится…» Работа над

Использование по
назначению учебных
материалов.

содержанием
стихотворения.
53- Звук и буква «Н», «н».
54. Выделение звука,
знакомство с буквой.
Обводка, штриховка,
печатание буквы.

Умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

55- Слова, начинающиеся со
56. звука «н». Чтение буквы.
Копирование с образца
буквы.
57- Составление слогов и
58. слов из разрезной кассы.

Умения самостоятельно
переходить от одного задания
(операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.

59. «Дикие животные».
Работа с предметными
картинками
(узнавание, называние).

Развитие внимания,
настойчивости, умения
преодолевать трудности,
воспитание ответственности
за начатое дело.

60- Узнавание и различение
61. пройденных графем
(букв).
Обводка, штриховка,
печатание букв.

Умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.

62- Составление рассказа по
63. сюжетной картинке.

Развитие умения выполнять
задание в течение
определенного периода
времени.

64- А.Барто. «Дело было в
65. январе…» Работа над
содержанием
стихотворения.

Развитие любознательности
при выполнении заданий
проблемного и эвристического
характера.

66- «Пришла зима веселая с
67. коньками и салазками».
Беседа по сюжетным
картинкам о зимних

Использование по
назначению учебных
материалов.

Умение выполнять инструкции.

забавах детей.
68
69

Звук и буква «Р», «р».
Выделение звука,
знакомство с буквой.
Обводка, штриховка,
печатание буквы.

Умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

70- Слова, начинающиеся
71 со звука «р». Чтение
буквы. Копирование с
образца буквы.
72- Составление слогов и
73 слов из разрезной кассы.

Умения самостоятельно
переходить от одного задания
(операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.

74. Чтение по букварю.
Узнавание и различение
образов пройденных
графем (букв).

Умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.

75. Слушаем сказки.
«Заюшкина избушка».
Работа по содержанию
сказки.

Развитие любознательности
при выполнении заданий
проблемного и эвристического
характера.

76- «Домашние животные».
77 Работа с предметными
картинками
(узнавание, называние).

Развитие внимания,
настойчивости, умения
преодолевать трудности,
воспитание ответственности за
начатое дело.

78- Звук и буква «ы».
79 Выделение звука,
знакомство с буквой.
Обводка, штриховка,
печатание буквы.

Умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.

80. Составление слогов и
слов из разрезной кассы.

Умения самостоятельно
переходить от одного задания
(операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.

81- Узнавание и различение
82. образов графем (букв).
Обводка, штриховка,
печатание букв (слов).

Умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

83. Звук и буква «К», «к».
Выделение звука,
знакомство с буквой.
Обводка, штриховка,
печатание буквы.
84. Слова, начинающиеся
со звука «к». Чтение
буквы. Копирование с
образца буквы.
85. «Уж тает снег, бегут
ручьи, в окно повеяло
весною». Работа с
предметными
картинками.

Развитие внимания,
настойчивости, умения
преодолевать трудности,
воспитание ответственности за
начатое дело.

86. Ф. Тютчев «Зима
недаром злится, прошла
ее пора…» Работа над
содержанием
стихотворения.

Использование по
назначению учебных
материалов.

87. Составление слогов и
слов из разрезной кассы.

Умения самостоятельно
переходить от одного задания
(операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.

88- И.Токмакова «К нам
89. весна шагает быстрыми
шагами». Заучивание
стихотворения.

Использование по
назначению учебных
материалов.

90

Умение выполнять действия

Звук и буква «П», «п».

Выделение звука,
знакомство с буквой.
Обводка, штриховка,
печатание буквы.

по образцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

91. Слова, начинающиеся
со звука «п». Чтение
буквы. Копирование с
образца буквы.
92. Составление слогов и
слов из разрезной кассы.

Развитие внимания,
настойчивости, умения
преодолевать
трудности, воспитание
ответственности за
начатое дело.

93

Чтение по букварю.
Узнавание и различение
образов пройденных
графем (букв).

Развитие умения выполнять
задание в течение
определенного периода
времени.

94. «Птицы». Работа с
предметными
картинками (узнавание,
называние).

Развитие внимания,
настойчивости, умения
преодолевать трудности,
воспитание ответственности
за начатое дело.

95. Звук и буква «Т», «т».
Выделение звука,
знакомство с буквой.
Обводка, штриховка,
печатание буквы.

Умение выполнять действия
по образцу и по подражанию.
Умение выполнять инструкции.

96. Слова, начинающиеся
со звука «т». Чтение
буквы. Копирование с
образца буквы.
97. Составление слогов и
слов из разрезной кассы.

Умения самостоятельно
переходить от одного задания
(операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.

98. Составление и написание

Развитие умения выполнять

слов: «муха», «шар»,
«сыр», «ухо»,
«усы», «сам», «кот».

задание в течение
определенного периода
времени.

99. «Насекомые». Работа с
предметными
картинками
(узнавание, называние).

Развитие внимания,
настойчивости, умения
преодолевать трудности,
воспитание ответственности
за начатое дело.

100 Узнавание и
различение образов
графем (букв).
Обводка,
штриховка,
печатание букв
(слов).

Развитие умения выполнять
задание в течение
определенного периода
времени.

101 Чтение В.Сутеев Кто
сказал «Мяу»?

Развитие любознательности
при выполнении заданий
проблемного и эвристического
характера.

102 Повторение изученного
за год.

Умения самостоятельно
переходить от одного задания
(операции, действия) к другому
в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия.

Итого: 102ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».