Краткая- презентация-ОП-МБОУ СОШ с.Солонцы(дошкольная группа)

Федеральная образовательная
программа ДО как стратегический
ориентир образовательной
политики - 2023»

Баландина Людмила Александровна,
к. п. н., старший методист отдела ДО
ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО

Федеральная образовательная программа ДО как
стратегический ориентир образовательной политики - 2023»
Указ президента РФ
от 07 мая 2018 № 204
«О национальных целях и
стратегических задачах развития РФ
на период до 2024 года»:
доступность для детей 0 - 3 лет;
усиление воспитательной
составляющей ОП ДОО
Указ Президента РФ
от 21 июля 2020 г. № 474
«О национальных целях развития
РФ на период до 2030 года»:

Цели и целевые показатели:
воспитание гармонично
развитой и социально
ответственной личности на
основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской
Федерации, исторических и
национально-культурных
традиций
Национальная цель: «Возможности
для самореализации и развития
талантов»
Целевые показатели
: создание условий для воспитания
гармонично развитой и социально
ответственной личности на
основе духовно-нравственных
ценностей народов РФ,исторических
и национально-культурных традиций

Федеральная образовательная программа ДО как
стратегический ориентир образовательной политики - 2023»
Основы государственной
политики по сохранению и
укреплению традиционных
российских духовнонравственных ценностей
Указ Президента РФ от 9 ноября
2022 г. № 809
Рекомендации по формированию
инфраструктуры ДОО и комплектации
Учебно-методических материалов в
целях реализации образовательных
программ ДО
Перечень поручений по итогам
заседания Совета при Президенте РФ
по реализации государственной
политики в сфере защиты семьи
и детей
от 16 марта 2022 г. № Пр-487

Единство образовательного
пространства –
обеспечение государственных гарантий
уровня и качества дошкольного
образования на основе единства
обязательных требований к условиям
реализации образовательных программ
дошкольного образования, их структуре
и результатам их освоения
(пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 1 части 1
статьи 11 Закона об образовании,
часть 4 пункта 1.5. ФГОС ДО).
Образовательная деятельность —
деятельность по реализации
образовательных программ
(пункт 17 статьи 2 Закона об образовании).

•
•

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.,
№ 30384) (с изм и дополнениями от 21.01.2019,пр №31)

•

Приказ Министерства просвещения РФ от от 31 июля 2020 г.№373 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам дошкольного образования».(вступил в силу с 1
января 2021г.)

•

Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г., № 544н. Профессиональный
стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»

•

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи и др. федеральные, региональные,
муниципальные документы.

Профессиональный
стандарт «Педагог»:
трудовые функции
педагога
• 1. Педагогическая деятельность
по проектированию и
реализации образовательного
процесса в образовательных
организациях.
• 2. Педагогическая деятельность
по проектированию и
реализации основных
общеобразовательных
программ.

ФЗ «Об
образовании в
Российской
Федерации»,
ст. 2
• Образовательная
деятельность –
деятельность по
реализации
образовательных
программ

Планирование образовательной деятельности: причины
трудностей у воспитателя ДОУ
Проблемное поле воспитателя ДОУ
1. Проектирование как трудовая функция педагога: требования
профессионального стандарта
2. Проектирование и планирование в соответствии с требованиями
ФГОС ДО (компетенция ДОУ и своя политика)
3. Современные требования к плановым документам (нет единых,
регламентированных требований)
4. Виды и формы планирования, обязательный и регулируемый
компоненты планирования
5. Нюансы тематического, перспективного и календарного
планирования образовательной/ воспитательной деятельности
6. Структура и содержание разных видов планов педагогов,
комбинированные варианты
7. Оперативное планирование, унификация плановых процедур
8. Особенности планирования в условиях очного и дистанционного
обучения

федеральная основная общеобразовательная
программа
- учебно-методическая

документация (федеральный учебный
план, федеральный календарный учебный график,
федеральные рабочие программы учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
федеральная рабочая программа воспитания, федеральный
календарный план воспитательной работы), определяющая
единые для Российской Федерации базовые объем и
содержание образования определенного уровня и (или)
определенной направленности, планируемые результаты
освоения образовательной программы;
Ст.2. Закона об образовании в РФ.

Цель ФОП ДО
• разностороннее развитие ребенка в период
дошкольного детства с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных
ценностей
российского
народа,
исторических
и национально-культурных традиций.

Федеральная образовательная программа
дошкольного образования (ФОП ДО)
Это норматив, который был разработан с целью реализации
нескольких функций:
 создать единое федеральное образовательное пространство
для воспитания и развития дошкольников;
 обеспечить детям и родителям равные и качественные условия
дошкольного образования на всей территории России;
 создать единое ядро содержания дошкольного образования,
которое будет приобщать детей к традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям, а также
воспитает в них тягу и любовь к истории и культуре своей
страны, малой родины и семьи;
 воспитывать и развивать ребенка с активной гражданской
позицией, патриотическими взглядами и ценностями.

•

ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ

(одобрена решением федерального УМО по общему образованию, протокол № 2/15

от 20 мая 2015 г.)

•

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
•
•

•

КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
•
•

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА

•

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

•

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

•

Программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем
и содержание дошкольного образования и планируемые результаты
освоения образовательной программы.
• Поэтому содержание и планируемые результаты образовательной
программы каждого детского сада должны быть не ниже тех, которые
предусматривает ФОП ДО (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ).
в статье 12:
• а) в части 6 слова "с учетом соответствующих примерных образовательных
программ дошкольного образования" заменить словами "соответствующей
федеральной образовательной программой дошкольного образования",
• дополнить предложением следующего содержания: "Содержание и
планируемые результаты разработанных образовательными организациями
образовательных программ должны быть не ниже соответствующих
содержания и планируемых результатов федеральной программы
дошкольного образования.";
•

Теперь детские сады будут разрабатывать и утверждать свои
образовательные программы с учетом ФГОС и ФОП ДО. При этом закон
разрешает
не
утверждать
собственную
учебно-методическую
документацию,
если
детский
сад
применяет
федеральную
(п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

ФОП ДО
• Прежде всего федеральная программа
более детализирована.
• Ее смело можно брать за основу целиком
при разработке собственной программы.
• Главная особенность документа - он
позволяет объединить образование и
воспитание
дошкольников
в
один
гармоничный процесс.

• В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании» программа названа как федеральная
основная образовательная (ФООП), а в приказе
Минпросвещения использует название «федеральная
образовательная программа» и аббревиатуру ФОП.
Поэтому можно использовать термины ФООП и ФОП как
синонимы.
Источник: https://www.resobr.ru/article/63765-fop-donovaya-federalnaya-obrazovatelnaya-programma
Документ рассчитан на дошкольное воспитания детей
разных возрастных групп: с рождения до года
(младенческий период); от 1 до 3 лет (ранний дошкольный
период); от 3 до 7 лет (дошкольный период).

Принципы и подходы ФОП ДО в
ДОО

 принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей
развития и потребностей каждого ребенка;
 принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
 принцип поддержки детской инициативы и формирования
познавательных
 интересов каждого ребенка;
 принцип интеграции усилий специалистов;
 принцип конкретности и доступности учебного материала,
соответствия
 требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным
и возрастным особенностям детей;
 принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
 принцип постепенности подачи учебного материала;
 принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

Принципы планирования
• Учет взаимосвязи воспитания, обучения и развития в дошкольном
возрасте
• Соответствие планируемого ОП физиологическому росту и развитию
детей
• Учет индивидуальных особенностей роста и уровня их развития
• Соблюдение оптимальной учебной нагрузки
• Учет медико-гигиенических требований к последовательности,
длительности пед.мероприятий, к проведению различных
режимных моментов
• Разумное чередование организованной и самостоятельной
деятельности детей
• Учет работоспособности детей в течении недели и требования к
сочетаемости различных видов деятельности
• Обеспечение регулярности, последовательности, повторяемости
воспитательных воздействий
• Учет региональных особенностей осуществления пед деятельности,
учет климатических условий

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304–ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся» (вступил в силу с 1 сентября 2020 года)
Направления воспитания и базовые ценности

Содержательный раздел:
Направления воспитания

Патриотическое
Социальное
Познавательное
Физическое и
оздоровительное
Трудовое
Этико-эстетическое

виды

и

Базовые ценности
Родина, природа
Человек, семья, дружба,
сотрудничество
Знание

Здоровье
Труд

Культура и красота

Структура ОП ДО

Разделы

Целевой

Конструктор разделов
•
•

Пояснительная записка.
Планируемые результаты освоения программы.

• Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях.
Содержатель • Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы.
ный
• Описание образовательной деятельности по профессиональной
коррекции нарушений развития детей (если эта работа
предусмотрена программой).

Организа
ционный

• Описание материально-технического обеспечения программы,
обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания.
• Распорядок и/или режим дня.
• Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
• Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды.

Структура ФОП: программа состоит из трех разделов:
целевого, содержательного и организационного

содержит в себе учебнометодические документы:
• федеральную рабочую
программу образования;
• федеральную рабочую
программу воспитания;
• программу коррекционноразвивающей работы;
• примерный режим и
распорядок дня в
дошкольной группе;
• федеральный календарный
план воспитательной
работы.

•
•

•

•
•

Целевой раздел включает в себя:
пояснительную записку. В ней отражены цели
и задачи ФОП ДО.
Акцент в формулировке цели сделан на
духовно-нравственных
ценностях,
исторических и национально-культурных
традициях
Еще одна из задач - обеспечить динамику
социальных,
нравственных,
развития
патриотических,
эстетических,
интеллектуальных, физических качеств и
способностей ребенка, его инициативности,
самостоятельности и ответственности.
Планируемые результаты представленны в
виде целевых ориентиров.
Они изложены по-новому в сравнении с
диагностика
ПООП.
Педагогическая
достижения планируемых образовательных
результатов.
В предыдущей программе
акцент был в развивающем оценивании
качества образовательной деятельности.

Содержательный раздел.
Включает в себя 3 части:
• Федеральную рабочую
программу
образования;
• Федеральную рабочую
программу воспитания;
• программу
коррекционноразвивающей работы.

• Рабочей программы образования
ранее не было в ПООП. Это новый
раздел.
• Он состоит из пояснительной
записки, описания задач и
содержания образования, а также
примерного списка литературных,
музыкальных, художественных и
кинематографических произведений
для реализации программы
• В федеральной рабочей программе
описывают задачи и содержание
образования по 5 образовательным
областям для воспитанников разных
возрастов от рождения до 7-8 лет

Содержательный раздел.
Федеральная рабочая программа воспитания в ФОП ДО
Дубл. текста Примерной программы воспитания, которую разработал Институт
изучения детства, семьи и воспитания РАО (примерная рабочая программа
воспитания от 01.07.2021 № 2/21).
Для реализации программы воспитания ДОО рекомендуется использовать
практическое руководство "Воспитателю о воспитании", представленное в
открытом доступе в электронной форме на платформе институтвоспитания.рф.

•
•
•
•

По своей структуре она состоит из 4 частей:
пояснительной записки, где представлены основные сведения о программе и
разъясняются термины и понятия;
целевого раздела, в котором изложены цели и задачи реализации программы,
требования к планируемым результатам освоения рабочей программы
воспитания;
содержательного, где представлено содержание воспитательной работы,
особенности ее реализации;
организационного - в нем представлены требования к условиям реализации
программы воспитания: кадровым, нормативно-методическим, финансовым и
другим ресурсам.

Содержательный раздел.

Представлены:
- описание вариативных форм, способов, методов и
средств реализации Федеральной программы;
- особенности
образовательной
деятельности
разных видов и культурных практик и способов
поддержки детской инициативы;
- взаимодействие педагогического коллектива с
семьями обучающихся; направления и задачи
коррекционно-развивающей работы (далее - КРР)
с детьми дошкольного возраста с особыми
образовательными потребностями (далее - ООП)
различных целевых групп, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) и детей-инвалидов.

Содержательный раздел.
Программа коррекционно-развивающей работы

В программу коррекционно-развивающей работы входит:
 план диагностических и коррекционно-развивающих
мероприятий;
 рабочие
программы
коррекционно-развивающей
работы с детьми с разными образовательными
потребностями.
Содержание коррекционной работы представлено по
нескольким направлениям:
диагностическое,
коррекционно-развивающее,
консультативное,
информационно-просветительское.

Организационный раздел ФОП ДО.
Условия реализации программы
• Список значительно сократили в сравнении с ПООП. 5
групп условий:
психолого-педагогические и кадровые.
• организация РППС, материально-техническое
обеспечение, исключены финансовые условия.
• появился Федеральный календарный план
воспитательной работы. В ПООП его не было.
Источник:
https://www.resobr.ru/article/63765-fop-donovaya-federalnaya-obrazovatelnaya-programma

Приказ Министерства просвещения
РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028
"Об утверждении федеральной
образовательной программы
дошкольного образования«
Проект ФАОП ДО для детей с ОВЗ
• РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ДОШКОЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
И КОМПЛЕКТАЦИИ УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В
ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дорожная карта введения ФОП ДО
Рабочая группа
Корректировка НПА ДОО и НПА по
планированию
Система мет. мероприятий
Кадровое обеспечение, ПК по
введению ФОП ДО
Творческие группы по дефицитам и
рискам
Отчетность и информирование, сайт
Ресурсное обеспечение,
оснащенность ППРС с учетом ФОП ДО

ВСОК ДО: планирование образовательной деятельности и
оценка его эффективности

Проектное поле
1. Требования к плановым документам в условиях реализации
ФОП ДО
2. Документальный контроль ВСОК ДО: критерии и показатели
эффективности реализации рабочих планов
3. Педагогическое проектирование: подготовка педагога
к планированию образовательной деятельности

• Федеральный закон от 24.09.2022 N 371-ФЗ "О
внесении изменений в Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" и статью 1
Федерального закона "Об обязательных требованиях в
Российской Федерации"
Привести в соответствие с ФОП ДО свои образовательные
программы детские сады должны не позднее
до 1 сентября 2023 года
(4. Основные общеобразовательные программы подлежат
приведению в соответствие с федеральными основными
общеобразовательными программами не позднее 1
сентября 2023 года. п. 4 ст. 3 Федерального закона
от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
• До этого срока Минпросвещения обещает обеспечить
методическую поддержку педколлективам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».