1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Черчение»составлена на основе требований к результатам обучения,представленныхвФедеральномгосударственном образовательном стандарте основного общегообразования. Программа определяет общую стратегию обучения,воспитанияиразвитияучащихсясредствамиданного учебного предмета в соответствии с целямиизучениячерченияикомпьютерногомоделирования, которые определены образовательным стандар-том. Программа рассчитана на 34 учебных часа (по1 часу в неделю для одногодичного варианта обучения) или на 68 часов (по 1 часу в неделю для двухгодичноговариантаобучения). Программадаетвозможностьучащимсясистематизировать,расширитьиуглубитьзнания,полученныенаурокахгеометрии,информа тики,географии,технологии,изобразительногоискусства,приобрестинавыкивпостроении чертежей, раскрыть свой творческий потенциал и способности. Изучение главы «Компьютерная графика» позволит применить современные информационные технологии для получения графических изображений игеометрическогомоделирования. Целиизадачиосновногообщегообразования,которыерешаетданнаяпрограмма: − обеспечение эффективного сочетания урочных ивнеурочныхформорганизацииучебныхзанятий,взаимодействиявсехучастниковобразовательныхотношений; − взаимодействиеобразовательнойорганизациипри реализации основной образовательной программыспартнерами; - выявление и развитие способностей обучающих-ся, в том числе детей, проявивших выдающиеся спо-собностичерезсистемуолимпиадикружков; организация интеллектуальных и творческих соревнований,научнотехническоготворчества,проектнойиучебноисследовательскойдеятельности; социальноеиучебноисследовательскоепроектирование,профессиональнаяориентацияобучающихсяприподдержкепедагогов,психологов,социальныхпедагог ов, сотрудничество с базовымипредприятиями,учреждениямипрофессионального образования, центрами профессиональной работы. Целиизадачиучебногокурса«Черчение» Цель обучения предмету реализуется черезвыполнениеследующихзадач: развитиеобразно-пространственногомышления; развитиетворческихспособностейучащихся; ознакомлениеучащихсясправиламивыполнениячертежей,установленнымистандартамиЕСКД; обучение выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрическихпроекций; обучение школьников чтению и анализу формыизделийпочертежам,эскизам,аксонометрическимпроекциямитехническимрисункам; формирование у учащихся знания о графических средствах информации и основных способахпроецирования; формирование умения применять графическиезнаниявновыхситуациях; развитие конструкторских и технических способностейучащихся; обучение самостоятельному пользованию учебнымиматериалами; воспитаниетрудолюбия,бережливости,аккуратности,целеустремленности,ответственностизарезультатысвоейдеятельности. 2 Основныезадачиизучениячерчения: − − − − − формированиепространственныхпредставлений; формированиеприемоввыполненияичтенияустановленныхстандартомграфически хдокументов; формированиезнанийографическихсредствахинформации; овладение способами отображения и чтения графической информации в различных видах практическойдеятельностичеловека; осуществление связи с техникой; производством;подготовка учащихся к конструкторско-технологической и творческой деятельности, дизайну, художественному конструированию; овладение элементамиприкладнойграфикиидр. Дляреализацииэтихзадачвсодержаниепрограммывключенследующийучебныйплан: − графические изображения (обзор), техника их выполненияиоформления(обзор); − виды проецирования (углубленный обзор), способыпостроенияизображенийначертежах; − геометрические построения, анализ графическогосоставаизображений; − чертежипредметоввпрямоугольныхпроекциях,их аксонометрические проекции, технические рисунки,эскизы,чтениечертежей; − проекционные задачи с использованием некоторыхграфическихпреобразований; − сеченияиразрезы; − чертежисборочныхединиц. Задачуразвитияпознавательногоинтересаследуетрассматриватьвчерчениикакстимулактивизациидеятельностишкольника,какэффективныйинструм ент, позволяющий учителю сделать процессобучения интересным, привлекательным, выделяя внем те аспекты, которые смогут привлечь к себе вниманиеученика. Краткаяхарактеристикаобщихподходовкпреподаваниюпредмета«Черчение» спомощьюданногоУМК Данная программа является единой, обеспечивающейграфическуюподготовкуучащихсяобщеобразовательных организаций различных типов,том числе и при двухгодичном изучении черчения,например,в7—8или8—9классах. Программаучитываетмноголетнийпедагогиче-ский опыт и особенности изложения теоретическогоматериала по курсу черчения в основной школе, вчастности многолетний опыт преподавания по дан-номуУМК. Кроме основных теоретических сведений, в даннуюпрограммувключен(вотличиеотранееиздававшихсяпрограмм)переченьпрактическихзаданий,рекомендованных по каждой теме, варианты некоторыхграфическихработипр. Организуяграфическуюподготовкуучащихся,учителю следует исходить из того обстоятельства,что курс черчения в школе должен содержать целостнуюсистемузнанийографическихсредствахинформации. Черчение обеспечивает формированиеу учащихся такой совокупности рациональных приемов чтения и выполнения различных изображений,которая позволяет им в той или иной степени ориентироваться в современном мире графических информационныхсредств,приобщатьсякграфическойкультуре, овладевать графическим языком как средствомобщениялюдейразличныхпрофессий,адаптироватьсякпродолжениюобразованиявсреднихспециальныхивысшихучебны хзаведениях. 3 Программарекомендуетрассматриватьчерчениекак обобщающую дисциплину. Она должнасистематизироватьзнанияучащихсяографическихизображениях,полученныеиминаурокахматематики, географии, технологии и других предметов. Втожевремянеобходимопоказатьпрактическуюнаправленность изучаемого материала в школьной,бытовойипроизводственнойсферах.Всвязисэтимсцелью установления межпредметных связей на уроках при изложении материала, во внеклассной работеследуетмаксимальноиспользоватьпримерыиздругих учебных дисциплин, иллюстрирующие графическое отображение информации о предметах иявлениях,рассматриваемыхвних. Методическиерекомендациипоизучениюотдельных тем, организации самостоятельной работы, работесучебником,активизациипознавательнойиграфической деятельности учащихся, учету знаний,использованию наглядных и раздаточных пособий,проведениювнекласснойработыучительсможетнайтивсоответствующейлитературе(см.«Учебнометодическоеобеспечение»). Использование компьютера на уроках учительопределяет, исходя из состояния учебно-материальнойбазышколы. ВместестемрекомендуетсязнакомитьучащихсяскомпьютернымиграфическимипрограммамиКОМПАС, AutoCAD или другими. После изучениятемы «Эскизы» чертежи упражнений и графическихработ можно выполнять с помощью как 2D-, так и вотдельныхслучаях3D-технологий. Рабочая программа содержит пять разделов курса(см. «Содержание курса»). Но это не означает, чтоучитель должен непременно изложить все разделы,особенно при одногодичном варианте обучения. Количество усвоенного выпускниками материала зависитотмногихфакторов:количествасильныхучеников в классе, желания учащихся учиться и т. п. Вероятно,чтоприодногодичномвариантеобученияраздел «Чертежи сборочных единиц» рассмотрен небудет. В слабых классах может не хватить времени ина изучение раздела «Построение чертежей, содержащихсеченияиразрезы». Учительдолженстремитьсяизложитьвесьпрограммныйматериал,ноеслистоитвыбормеждукачествомиколичеством(приодногодичн омвариантеобучения),предпочтениеследуетотдаватьпервому.Тематическое планирование построено так, чтобыосновноеучебноевремяуделялосьглавным,основополагающимвопросам,такимкакпроецирование,выполнениечертежейиэск изов.Малозначимыетемы,напримершрифты,лишьупоминаются(напервомуроке),времяуроканаихизучениерасходоватьнестоит. Тема«Чтениестроительныхчертежей»рассматривается по желанию учителя в том объеме, в кото-ромонаданавучебнике А.Д.Ботвинниковаидр. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСА Личностныерезультаты - Готовностьи способность обучающихсяк саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования набазе ориентировки в мире профессий и профессиональныхпредпочтений. - Сформированность целостного мировоззрения,соответствующегосовременномууровнюразвитиянауки и техники, учитывающего многообразие современногомира. Метапредметныерезультаты Умение определять понятия, создаватьобобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельновыбиратьоснованияикритерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуж-дение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное,поаналогии)иделатьвыводы. Обучающийсясможет: − выделять общий признак двух или несколькихпредметовиобъяснятьихсходство; − объединять предметы в группы по определеннымпризнакам, сравнивать, классифицировать и обобщатьфакты; − строитьрассуждениенаосновесравненияпредметов,выделяяприэтомобщиепризнаки; − излагатьполученнуюинформацию,интерпретируяеевконтекстерешаемойзадачи. − Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательныхзадач. Обучающийсясможет: - создавать абстрактный или реальный образ предмета; - строитьмодельнаосновеусловийзадачи; - создавать информационные модели с выделениемсущественныххарактеристикобъекта; - переводитьсложнуюпосоставу(многоаспектную)информацию из графического представления в текстовоеинаоборот. Предмет«Черчение»тесносвязансгеометрией,информатикой, географией, технологией, изобразительнымискусством. Черчение и геометрия, особенно начертательная,имеют общий объект изучения - плоскиеипространственные объекты. Только эти предметы развиваютпространственноевоображение. Современные компьютерные методы выполнениячертежей и 3D-моделей соединяют черчение с информатикой. География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками», использует системукоординат (долгота, широта) на поверхности, применяет понятие «уклон» — все эти понятия разрабатываютсявчерчениииначертательнойгеометрии. Многиеразделыдисциплины«Технология»используютчертежи. Изобразительное искусство и черчение имеют общийраздел—«Техническийрисунок». 5 Развитие мотивации к овладению культуройактивногоиспользованияпоисковыхсистем. Обучающийсясможет: - осуществлятьвзаимодействиесэлектроннымипоисковымисистемами; - соотносить полученные результаты поиска со своейдеятельностью. Формированиеиразвитиекомпетентностивобластииспользованияинформационно-коммуникационныхтехнологий(далее— ИКТ). Обучающийсясможет: − целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практическихзадач с помощьюсредств ИКТ; − использовать компьютерные технологии для решенияучебныхзадач; − создаватьинформационныересурсыразноготипа. Приобретениеопытапроектнойдеятельности. В процессе изучения курса черчения будут осваиватьсяследующиеуниверсальныеучебныедействия. РегулятивныеУУД Умениесамостоятельноопределятьцелиобучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы иинтересысвоейпознавательнойдеятельности. Умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей,втомчислеальтернативные,осознанно выбирать наиболее эффективные способы решенияучебныхипознавательныхзадач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определятьспособыдействийврамкахпредложенныхусловийитребований,корректироватьсвоидействиявсоответствиисизменяющейсяситуацией. Умениеоцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачи,собственныевозможностиеерешения. Владениеосновамисамоконтроля,самооценки,принятиярешенийиосуществленияосознанноговыборавучебнойипознавательнойд еятельности. ПознавательныеУУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,самостоятельновыбиратьоснованияикритериидляклассификации,устанавливатьпричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии)иделатьвыводы. Умениесоздавать,применятьипреобразовыватьзнаки и символы, модели и схемы для решения учебныхипознавательныхзадач. Смысловоечтение. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональнойориентации. 6 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковыхсистем. КоммуникативныеУУД Умениеорганизовыватьучебноесотрудничествоисовместнуюдеятельностьсучителемисверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основесогласованияпозицийиучетаинтересов;формулировать, аргументировать и отстаивать своемнение. Умение осознанно использовать речевые средствав соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владениеустнойиписьменнойречью,монологическойконтекстнойречью. Формирование и развитие компетентности в областииспользованияинформационно-коммуникационныхтехнологий(ИКТ). Предметныерезультаты Выпускникнаучится: - выбиратьрациональныеграфическиесредстваотображенияинформацииопредметах; - выполнятьчертежи(каквручную,такиспомощью2D-графики)иэскизы,состоящиеизнескольких проекций, технические рисунки, другие изображенияизделий; − производить анализ геометрической формы предметапочертежу; − получатьнеобходимыесведенияобизделиипоегоизображению(читатьчертеж); − использовать приобретенные знания и умения вкачествесредствграфическогоязыкавшкольнойпрактике и повседневной жизни, при продолженииобразованияипр. Выпускникполучитвозможностьнаучиться: − методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по их оформлению; − условиям выбора видов, сечений и разрезов начертежах; − порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях; − возможностиприменениякомпьютерныхтехно-логийдляполученияграфическойдокументации. 7 СОДЕРЖАНИЕКУРСА Графическиеизображения.Техникавыполнениячертежейиправилаихоформления Основныетеоретическиесведения.Углубление сведений о графических изображениях и областях их применения. Чертежи, их значение в практике. Графический язык и его роль в передаче информацииопредметноммиреиоб общечеловеческомобщении. Культурачерченияитехникавыполнениячертежей.Чертежныеинструменты. Применение компьютерных технологий для выполнениячертежейисоздания3D-моделей. Систематизация правил оформления чертежей наосновестандартовЕСКД:форматы,основнаянадпись,шрифтычертежные,линиичертежа,нанесениеразмеров,масштабы. Практические задания.Знакомство с отдельнымитипами графической документации; подготовка чертежных инструментов, организация рабочего места;проведение различных линий; выполнение надписейчертежным шрифтом; нанесение размеров; выполнениеэскиза«плоской»детали. Способы построения изображенийначертежах Основные теоретические сведения.Проецированиекаксредствографическогоотображенияформы предмета. Центральное и параллельное проецирование. Проецирование отрезков, прямых и плоских фигур, различно расположенных относительноплоскостейпроекций.Получениеаксонометрическихпроекций. Чертеживсистемепрямоугольныхпроекций.Прямоугольное проецирование на одну, две и триплоскостипроекций. Сравнительный анализпроекционныхизображений. Изображения на технических чертежах: виды иих названия, местные виды, необходимое количествовидовначертеже. Аксонометрическая проекция. Технический рисунок. Практическиезадания.Сравнениеизображений(нахождениечертежейпредметовпоихнагляднымизображениям);указаниенап равленийпроецирования для получения проекций предмета;нахождение правильно выполненных видов деталипонаглядному изображению; выполнение чертежа предмета по модульной сетке; выполнение моделей (моделирование) деталей и предметов по чертежу. Чертежи,техническиерисункииэскизыпредметов Основные теоретические сведения.Проекции элементов фигур на чертежах: изображения начертежевершин,реберигранейпредметакакносителейграфическойинформации. Прямоугольные проекции и технические рисункимногогранников и тел вращения. Выявление объемапредмета на 8 техническом рисунке. Развертки поверхностейнекоторыхтел. Проекции точек на поверхностях геометрическихтелипредметов. Анализ геометрической формы предмета.Построениечертежейпредметовнаосновеанализа их геометрической формы. Нанесение размеров начертежах с учетом формы предмета, использованиеусловныхзнаков. Графическое отображение и чтение геометрической информации о предмете. Анализ графическогосоставаизображений. Графические(геометрические)построения:деление отрезка, угла и окружности на равные части;построениесопряжений. Чтение чертежей и других графических изображений. Последовательность чтения чертежей деталей на основе анализа формы и их пространственногорасположения. Эскизы деталей, последовательность их выполнения. Практическиезадания.Нахождениеначертеже предмета проекций точек, прямых и плоских фигур;построение чертежей, аксонометрических проекцийи технических рисунков основных геометрическихтел; нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета; анализ геометрической формыпредметапочертежу;выполнениетехническихрисунков и эскизов деталей; выполнение чертежа детали по ее описанию; анализ содержания информации,представленнойна графическихизображениях. Деление отрезков и окружности на равные части;построение сопряжений; выполнение чертежей деталейсгеометрическимипостроениями;построениеорнаментовидр. Сравнениеизображений;нахождениеэлементовдеталейначертежеинанаглядномизображении;анализ геометрической формы деталей; устное чтениечертежаповопросамипозаданномуплану. Основыкомпьютернойграфики Основные теоретические сведения. Применениекомпьютерныхтехнологийвыполненияграфическихработ.Возможностикомпьютерной графики.2D-и3Dтехнологиипроектирования.СистематрехмерногомоделированияКОМПАС3D.ТипыдокументоввпрограммеКОМПАС,ихсоздание,сохранение.Управлениеокнамидокументов.Управлениеотображением документа в окне. Основы плоской графикив системе КОМПАС. Создание чертежа, нанесениеразмеров.Основытвердотельногомоделирования. Практические задания. Работа в системе КОМ-ПАС-3D. Создание и сохранение документа. Управление окнами документов, отображением документав окне. Создание чертежа, нанесение на него размеров. Построение изображений деталей с помощьюсистемы КОМПАС. Построение твердотельных моде-лей. Построение эскизов деталей модели, редактированиедеталей.Построение3D-моделейдеталей. 9 Построениечертежей,содержащихсеченияиразрезы Основныетеоретическиесведения.Сечения.Назначение сечений. Получение сечений. Размещение и обозначение сечений на чертеже. Графическиеобозначенияматериаловвсечениях. Разрезы. Назначение разрезов как средства получения информации о внутренней форме и устройстведетали и изделия. Название и обозначение разрезов.Местныеразрезы. Соединение на чертеже вида и разреза. Соединение части вида и части разреза. Соединение половинывидаиполовиныразреза. Некоторые особые случаи применения разрезов:изображениетонкихстенокиспицнаразрезах. Условности,упрощенияиобозначенияначертежахдеталей.Выборглавногоизображения.Неполные изображения. Дополнительные виды. Текстоваяизнаковаяинформацияначертежах. Практическиезадания.Выполнениеэскизовичертежей деталей с использованием сечений; выполнение эскизов и чертежей деталей с применениемразрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы; нанесение на чертежах проекций точек, расположенных на поверхности предмета; дочерчивание изображенийдеталей,содержащихразрезы;выполнениечертежей деталей с использованием местных разрезов; построение отсутствующих видов детали с применениемнеобходимыхразрезов. Чтениечертежейс условностями, упрощениямиидругойграфическойинформациейопредмете. Чертежисборочныхединиц Основныетеоретическиесведения. Гра-фическоеотображениеичтениетехническойинформации о соединении деталей и сборочных единицах.Видысоединенийдеталей.Изображениеболтовых,шпилечных,винтовыхидругихсоеди-нений. Изображениеиобозначениерезьбыначертежах.Углубление сведений о сборочных чертежах, назначении и содержании чертежей сборочных единиц.Чтениесборочныхчертежей.Деталирование. Практические задания. Изучение чертежей раз-личных соединений деталей; выполнение эскиза одногоизрезьбовыхсоединенийдеталей;чтениечертежей, содержащих изображения сборочных единиц;выполнение эскизов или чертежей деталей по заданномусборочномучертежу(деталирование). Чтение чертежей деталей, имеющих резьбу на на-ружнойивнутреннейповерхностях;выполнениеэскизов простейших деталей с изображением резьбы,обозначениерезьбы. Строительныечертежи 1 0 Основныетеоретическиесведения.Назначениестроительныхчертежей.Изображениянастроительных чертежах: фасад, план, разрез. Масштабыстроительныхчертежей.Размерынастроительных чертежах. Условные изображения на строительныхчертежах: оконные и дверные проемы, лестничныеклетки, отопительные устройства, санитарно-техническое оборудование. Порядок чтения строительныхчертежей. Практические задания. Изучение строительныхчертежей. Чтение строительных чертежей с условными изображениями. Чтение масштабов на строительныхчертежах. 1 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ 1 (35/70часов,1часвнеделю) Тема Основноесодержание Основныевидыучебнойдеятельности Графическиеизображения. Техникавыполнениячертежейиправилаихоформления Техника выполнениячер тежей иправила ихоформлени я(1/3ч) 1 Чертежныеинструменты,материа Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений. лыипринадлежности.Организаци Выполнение графических заданий.Работа с информацией (с текстом учебярабочего места. Правила никаидополнительнойлитературой).Выполнениезаданийнараспознаваниен оформлениячертежей. азначенийлинийчертежаразныхтипов. Графическиеработы: «Линиичертежа»; «Выполнение чертежа детали по половинеизображения» Построениелинийразличноговида спомощьючертежныхинструментов Черезкосуюлиниюуказанычасыпридвухгодичномизучениипредмета. 1 2 Способыпостроенияизображенийначертежах Чертежи всистеме прямоугольныхп роекций(3/5ч ) Проецирование. Выполнение заданий на развитиепространственных Прямоугольноепроецирование.Ра представлений.Выполнение сположениевидовначертеже. графическихзаданий.Работасинформацией(стекстомучебМестныевиды никаидополнительнойлитературой).Построениеоднойпроекциипредмета понаглядномуизображению. Построениепроекцийпредмета. Решение задач на дочерчивание проекций, сравнение изображений, проведениеотсутствующихначертежелиний. Выполнениечертежейдеталей Аксонометрическиеп роекции.Те хниче-ский рису-нок (4/4ч) Получениеаксонометрическихпр Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений. оекций.Построениеаксонометри Выполнение графических заданий.Работа с информацией (с текстом ческих учебникаидополнительнойлитературой).Построениеаксонометрическихпр проекций.Аксонометрические оекций. проекции предметов, имеющихкруглыеповерхности. Техническийрисунок Выполнениетехническихрисунковдеталей. 1 3 Продолжение Тема Основноесодержание Основныевидыучебнойдеятельности Чертежи,техническиерисункииэскизыпредметов Чтение ивыполнени ечертежей(1 4/15ч) Анализ геометрической формыпредмета.Чертежииаксоно метрическиепроекциигеометрич ескихтел. Проекции вершин, ребер игранейпредмета.Порядокпостро енияизображенийначертежах. Нанесение размеров с учетом фор-мы предмета. Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.Чертежи развертокповерхностей геометрическихтел.Порядокчте ниячертежейдеталей. Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений. Выполнение графических заданий.Работа с информацией (с текстом учебникаидополнительнойлитературой).Анализгеометрическойформыдетали. Построение недостающих проекций то-чекилинийнаповерхностидетали. Построение третьего вида детали.Нанесение размеров на чертеже.Делениеокружностина3,4,6равныхчастей,построениесопряжений. 1 4 Графическиеработы: Чтениечертежейдеталей «Построениечертежааксонометри ческойпроекциидетали»;«Построе ниетретьеговидаподвумданным»; «Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений»; «Выполнение чертежа предметаспреобразованиемег оформы» Эскизы( 3/5ч) 2 3 Выполнение эскизов Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений. деталей.Повторениесведенийо Выполнение графическихзаданий.Работасинформацией(стекстомучебспособахпроецирования. никаидополнительнойлитературой).Выполнениеэскизовдеталей. Графическиеработы: «Выполнениеэскизаитехническог орисункадеталиснатуры»; «Выполнениеэскизадетали сэлементамиконструирования»; «Выполнение чертежа предметапоаксонометрической проекции» 1 5 Продолжение Тема Основноесодержание Основныевидыучебнойдеятельности Основыкомпьютернойграфики Компьютерные технологии (1/1ч) Применение компьютерных технологийвыполненияграфическ ихработ.Систематрехмерногомод елирования КОМПАС-3D. Основы плоской (2D) графики в системеКОМПАС. Знакомство с основамитвердотельногомоделир ования Работасинформацией(стекстомучебникаидополнительнойлитературой).В ладениеосновнымиметодами,способамиисредствамиполучения,хранения, переработкиграфическойинформации. Развитие навыков работы с компьютером как средством управления информацией Построениечертежей,содержащихсеченияиразрезы Сечения иразрезы( 7/9ч) Общиесведенияосеченияхиразрез Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений. ах.Назначениесечений.Правилавы Выполнениеграфическихзаданий. полнениясечений.Назначение 1 6 разрезов.Правилавыполненияразр Работа с информацией (с текстомучебникаидополнительнойлитера-турой). Выполнение сечений.Выполнениеразрезов езов. Соединение вида и разреза.Тонкиестенкииспицынара зрезе. Другиесведения оразрезахисечениях. Графическиеработы: «Эскиз детали с выполнениемсечений»;«Эскиздет алисвыполнениемнеобходимогора зреза»; «Чертеждеталисприменениемразр еза» Определениенеобходимого количестваиз ображений(2ч) Выбор количества изображений иглавного изображения. Условностииупрощенияначерте жах. Графическаяработа: «Эскиз деталиснатуры» Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений. Выполнениеграфическихзаданий.Работа с информацией (с текстомучебникаидополнительнойлитературой). Определениенеобходимогоколичестваизображений. Выборглавногоизображения 1 7 Тема Основноесодержание Основныевидыучебнойдеятельности Чертежисборочныхединиц Сборочныечер тежи(18ч) Общиесведенияосоединенияхдета Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлени лей. й. Изображения и обозначение Выполнение резьбы.Чертежи болтовых и графическихзаданий.Работасинформацией(стекстомучебникаид шпилечных соединений. ополнительнойлитературой). Чертежишпоночныхиштифтовыхсо Изучениеобщихсведенийосоединенияхдеталей. единений. Общие сведения о сбо- Изучениеизображенияиобозначениярезьбы. рочныхчертежахизделий.Порядокчт Выполнение чертежей болтовых и шпилечныхсоединений. ениясборочныхчертежей. Чтениечертежейшпоночныхиштифтовыхсоединений. Условностииупрощениянасбороч- Чтениесборочныхчертежей.Деталирование ных чертежах. Понятие о деталиро-вании. Графическиеработы: «Чертеж болтового или шпилечногосоединения»; «Деталированиесборочногочертежа» Строительныечертежи Чтениестроитель-ных черте-жей(2ч) Основныеособенностистроительныхчертежей.Условныеизображени янастроительныхчертежах. Порядокчтениястроительныхчерте жей. Графическаяработа: «Выполнение чертежей деталей посборочномучертежу» Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлен ий. Работа с информацией (с текстом учебникаидополнительнойлитературой). Чтениеусловныхизображенийнастроительныхчертежах. Чтениестроительныхчертежей № урока 1. 2. Кво час ов 1 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС Тема урока. Формы Наглядные Домашнее задание Цели урока. занятий пособия Правила оформления чертежей (7 часов). -учебные стр. 3-14 Введение. Учебный предмет -рассказ с упр. на стр. 14 в тетрадь таблицы: «Черчение». Инструменты, показом «Виды принадлежности, материалы. -просмотр графических Приемы работы чертежными таблиц изображений инструментами. –записи в » - две - Ознакомить учащихся с новым предметом, его значением, практической деятельностью людей. Ознакомить с историей развития чертежей. Рассказать об инструментах и материалах. -Прививать навыки организационной работы на уроке. -Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. Формировать интерес. рабочих тетрадях таблицы, -образцы чертежей Понятие о ГОСТах. Формат, рамка, основная надпись. Линии чертежа. -беседа графические и практически е упражнения -учебная таблица: «Линии чертежа» -образцы чертежей -учебник (форзац) -Дать понятие о стандартизации, её роли во взаимозаменяемости. -Углубить интерес учащихся к предмету. -Воспитывать организованность, активность, аккуратность. Оформить два формата вертикальный и горизонтальный -§2 (п.1-2) Содержание практической деятельности учащихся на уроке Рассмотрение и сравнение графических изображений (чертежей, эскизов, схем, технических рисунков и т.д.), данных в учебнике. Проведение вертикальных, наклонных, горизонтальных линий и окружностей при помощи линейки, угольника и циркуля.. Выполнение рамки и основной надписи чертежа на листе формата А4. вычерчивание линий чертежа с указанием их названий (над линиями) и назначение (под линиями) обычным почерком 3. 1 Графическая работа №1. Линии чертежа. -Способствовать привитию культуры труда при выполнении графических работ. Закреплять навыки оформления чертежей: вычерчивание рамки, основной надписи, линий чертежа согласно требованиям ГОСТа. -Прививать навыки организационной работы на уроке. -Воспитывать аккуратность, усидчивость и внимание. 4-5. 2 6. 1 7. 1 графическая работа (проверка знаний). -рассказ с показом -Учить писать буквы согласно требованиям примеров стандарта. -Прививать аккуратность, внимательность при написания букв выполнении надписей чертежа. -Развивать усидчивость, выносливость, графические терпение при выполнении надписей чертежа, упражнения развивать графические навыки. -беседа Нанесение размеров. Масштабы. -Прививать навыки выполнениячертежа. Закреплять основные понятия оформления чертежей. Учить наносить размеры согласно требованиямГОСТа. -Развивать и углублять интерес кпредмету, графическиенавыки. -Воспитывать аккуратность и усидчивость. Графическая работа №2 графическая Чертеж плоской детали. работа -Закреплять основные правила оформления Чертежный шрифт. чертежей, нанесения размеров. -Отрабатывать приемы работы чертежными инструментами. -Вырабатывать усидчивость, организованность, культуру графического -образцы чертежей -учебник (рис.24) -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежно сти. §2 повторить Выполнение чертежа на листе чертежной бумаги формата А4. провести линии, как показано на рис. 24 -учебные таблицы: «Шрифт чертежный» -справочная таблица -образцы шрифтов -учебные таблицы §2 (п. 4) -алфавит в тетрадь Упражнения в написании букв и цифр чертежного §2 (п.5-6) -форматА4 (вертикальный) Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба. -карточкизадания№2 -форматА4 -чертежные инструменты §2 повторить -инструменты Выполнение чертежа «плоской » детали на листе формата А4 с нанесение размеров и преобразованием масштаба по индивидуальным заданиям. шрифта. Выполнение на листе формата А4 алфавита. труда. Способы проецирования (9 часов). 8. 1 Общие сведения о проекциях. Проецирование на одну плоскость проекций. -беседа с показом примеров -работа с учебником демонстраци я трехгранног о угла -учебник - модели деталей -карточкизадания №9 §3; §4 (п.1) -инструменты Выполнение изображения предмета на одной плоскости по наглядному изображению (с указанием толщины) Проецирование на две плоскости проекций. -беседа с показом §4 (п.2) -инструменты Выполнение чертежа предмета в двух видах Прямоугольное проецирование как основной способполучения изображений наплоскости. Расположение видов на чертеже. Местные виды. -рассказ с показом графические упражнения -учебник -карточкизадания №4 -чертежные инструменты и принадлежно сти -модели деталей -трехгранный угол -учебник -модели деталей (пластмасса) -трехгранный угол §4, §5 -инструменты Выполнение заданий по учебнику. -Дать понятие о способах проецирования, методе проекций. Познакомить с элементами прямоугольного проецирования на одну плоскость. -Закрепление навыков вычерчивания линий, нанесения размеров. -Формирование интереса, аккуратности, пространственного мышления. 9. 1 - Показать необходимость проецирования на две плоскости проекций. Неопределенность формы. -Учить проецировать на две плоскости проекций. -Развивать пространственное мышление, совершенствование графических навыков. 10(1) 1 - Показать необходимость проецирования на три плоскости проекций -Формирование познавательных интересов к предмету, самостоятельность суждений, активность. -Развитие творческого мышления, интереса к поиску решения задач. 11(2) 1 Расположение видов. Задачи на составление чертежей по разрозненным изображениям. -Закрепление знаний о расположении видов, формирование понятий о необходимом и достаточном количестве видов на чертеже. -Углубить знания о графических изображениях, формировать навыки построения видов на чертежах. -Развитие стремления к овладению знаниями, творческого отношения к решению задач 12(3) 1 Практическая работа №3 Моделирование по чертежу. - Познакомить с понятием – моделирование, с последовательностью работы по моделированию. -Развивать пространственное мышление, закрепить знания по теме: «Проецирование». -Вырабатывать внимательность, аккуратность, организованность, самостоятельность мышления. -карточкизадания №6 фронтальная и индивидуаль ная графическая проверка. -трехгранный -повторить §4-5 -бумага, ножницы, проволока, угол пластилин. -магнитная доска разрозненны е изображения (виды) моделирова ние по чертежу -карточкизадания №7 -учебник -модели деталей из проволоки, картона, пластилина. -инструменты повторить §4-5 Выполнение чертежа предмета в необходимом кол-ве видов с использованием местного вида, расположенного в проекционной связи. Выполнение чертежа и решение задач на составление чертежа из разрозненных видов. Изготовление по чертежу моделей из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов. 13(4) 1 Аксонометрические проекции деталей. Аксонометрические проекции плоских фигур. -Дать понятие об аксонометрии как изображении. -Учить строить оси аксонометрии и плоские фигуры в аксонометрии. -Развитие образного мышления, формирования интереса к предмету. 14(5) 1 Аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов - Учить строить аксонометрические проекции объемных плоскогранных предметов. -Познакомить с методом отсечения и суммы при построении аксонометрии. -Развивать пространственное мышление. 15(6) 1 Аксонометрические проекции предметов с цилиндрическими элементами. -Учить строить окружность в изометрии. -Познакомить с понятиями – овал, эллипс. -Развитие пространственного представления и мышления. 16(7) 1 Технический рисунок. Приемы от руки и на глаз. -Дать основные понятия о техническом рисунке. -Углубить знания по теме: «Аксонометрическиепроекции» -Развитие пространственного мышления, формирование интереса кучебе. -беседа с показом -построение на доске (фронтальна я работа) -учебник таблица №1 -тетрадь инструменты §6-7 (п.1-2). -инструменты Построение фронтальной диметрической и изометрической проекции плоскогранной детали на стр. 51 рис.63 -учебник таблица №2 -тетрадь инструменты -образцы чертежей -учебник фронтальная -учебная работа таблица -тетрадь -чертежные принадлежно сти §7 (п.3) -инструменты Построение изометрической проекции призмы на стр..63 §8 -дочертить Построение овала в трех координатных плоскостях изометрической проекции. Построение изометрической проекции детали с цилиндрическим отверстием. Стр.54, рис 68 -рассказ с показом фронтальная работа §9 -чертежные инструменты Упражнения в выполнении технического рисунка. -построение на доске и в тетради -образцы чертежей -учебник -чертежные принадлежно сти и инструменты 17-18 (1-2) 19(3) 2 1 Чтение и выполнение чертежей (18 часов). -рассказ с -учебная §10-11; Анализ геометрической формы показом таблица §16 предмета. Чертежи, наглядные -чертежные инструменты изображения и развертки графические геометрическ геометрических тел. Группа упражнения ие тела геометрических тел. -построения -модели -Учить анализировать геометрическую форму предмета, разделять на простые геометрические тела. -Способствовать развитию технического и образного мышления. -Нацеливать на рабочие профессии. на доске и в тетради деталей -учебник -тетрадь -карточкизадания №11 Проекции вершин, ребер, граней и точек. -беседа -построения на доске и в тетради -модели деталей -учебник -тетрадь -карточкизадания №9 §12; -формат А4 -инструменты графическая работа -учебник -форматА4 -карточкизадания№8 §12повторить -инструменты -Показать, что в основе построения чертежей предмета лежит процесс построения проекций гране, ребер, вершин. -Формирование навыков построения проекций этих элементов. -Развивать мышление и интерес к поиску геометрических тел. 20(4) 1 Графическая работа №4 Чертеж и наглядное изображение детали -Совершенствование навыков построения трех видов детали и аксонометрической проекции. -Выявление знаний по теме: «Прямоугольное проецирование» и «Аксонометрические проекции». -Закрепить навыки анализа геометрической формы предмета, приемы работы чертежными инструментами. Рассмотрение изображений геометрических тел поучебнику. Мысленное распределение предметовна геометрические тела. Определение графических операций (последовательности построений) при выполнении чертежа. Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин. Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4. 21(5) 1 Порядок построения изображений на чертежах. Вырезы на геометрических телах. -Учить выполнять чертежи деталей имеющих вырезы, преобразовывать форму деталей. -Закреплять знания по теме: «Проецирование». -Развитие образного мышления. Творческих способностей. 22(6) 1 Графическая работа №5 Чертеж детали в трех видах по двум данным. -Закрепление навыков построения проекций предметов. -Отработка последовательности выполнения чертежей, анализа формы детали. -Формирование навыков самостоятельной работы. Развитие пространственного мышления. 23 (7) 1 Нанесение размеров с учетом формы предмета. Нанесение знаков диаметра и квадрата. -Закрепление знаний о правилах нанесения размеров. Сообщение новых знаний о нанесении размеров с учетом формы предмета. -Воспитание стремления добросовестно и рационально выполнять учебные задания. -Развитие логического мышления. 24(8) 1 Практическая работа №6. Чтение чертежей -Познакомить с понятием «чтение чертежей», порядком чтения чертежей. -Закрепление знаний по пройденным темам. -рассказ графические упражнения -учебник -тетрадь -модели деталей §13 -формат А4 -инструменты Выполнение чертежа детали в трех видах (фронтально) с выбором рациональной последовательности действий, из которых складывается процесс построения видов предмета. графическая работа деталей -карточкизадания№13 инструменты -формат А4 §13повторить -инструменты Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4. -рассказ по учебной таблице и учебнику -учебная таблица -учебник инструменты -тетрадь §14 -инструменты Выполнение чертежа предмета в необходимом количестве видов с нанесением размеров. -чтение чертежей -учебник -тетрадь §17 -формат А4 в клетку -чертежные инструменты Устное чтение чертежей. Решение занимательных задач с творческим содержанием (с элементами конструирования) -Развитие пространственного и логического мышления. 25 (9) 2 -карточкизадания -формат А4 в клетку -чертежные инструменты и принадлежно сти §18 -инструменты Общие понятия о преобразовании формы. Связь чертежа с разметкой. графические упражнения -карточкизадания -чертежные инструменты и принадлежно сти -формат А4 -рис. 151 -инструменты Графическая работа №8. Чертеж детали в трех видах с преобразованием формы графическая работа -карточкизадания №25 -чертежные инструменты и принадлежно сти -формат А4 -инструменты Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета) Графический диктант. Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию. графические упражнения -карточкизадания №19 - -учебник стр. 81 Выполнение чертежей и технических -Дать понятие об эскизах. -Учить последовательной работе над эскизами, закреплять знания о построении трех видов с нанесением размеров. -Воспитывать интерес к предмету, развивать образное мышление. 26(1) 1 -Учить осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей. -Способствовать развитию пространственного и образного мышления. -Прививать культуру труда при выполнении графической документации. 27 (2) 1 -Закрепление навыков построения вырезов на геометрических телах, анализ формы предмета. -Отработать навыки последовательного построениячертежа. -Развитие культуры труда, самостоятельности, активности. 28(3) 1 Выполнение эскиза детали с натуры или по наглядному изображению в необходимом количестве видов и технического рисунка той же детали. -рассказ с показом графическая работа Графическая работа №7. Эскиз детали и технический рисунок. 1. Понятие об эскизах. 2. Эскиз и технический рисунок. Выполнение упражнений по вычерчиванию деталей с учетом преобразования ее формы. -Закрепление навыков построения видов и технического рисунка. -Развитие пространственного представления. -Воспитание культуры труда, организации рабочего места. 29(4) 1 Геометрически построения. Сопряжения. -Учить выполнять геометрические построения: деление отрезков и окружности на равные части. Дать понятие о сопряжении. -Углублять знания о практическом применении чертежей. -Воспитывать организованность, самостоятельность. 30(5) 1 Графическая работа №9. Чертеж детали с элементами сопряжения. -Закрепление навыков геометрических построений и сопряжений. -Выявление знаний по данной теме. -Учить экономному использованию времени. 31 (6) 1 Графическая работа №10. Чертеж детали с элементами конструирования. инструменты -тетрадь §15 -формат А4 -инструменты Упражнение по выполнению сопряжений. Построение чертежа «плоской» детали с применением сопряжений. -карточкизадания №15 -учебник инструменты §15 повторить -формат в клетку Выполнение чертежа «плоской» детали с использованием геометрических построений (в том числе сопряжений) на листе формата А4. графическая работа -карточкизадания №25 -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежно сти -учебник -форматА4 -инструменты Выполнение эскизов детали в необходимом количестве видов с включением элементов конструирования (с преобразованием формы предмета) графическая работа карточкизадания №26 -форматА4 -чертежные стр. 3-14 повторить Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции или с -объяснение материала. -построения на доске и в тетради -учебная таблица графическая работа -Закрепление навыков построения чертежей. -Развитие творческих способностей. Выявление знаний по ранее изученному материалу. -Развитие культуры труда, самостоятельности, активности. 32(7) 1 Графическая работа №11. (контрольная) Чертеждетали -Закрепление и выявление знанийпо рисунков по словесному описанию. «Сопряжения » -учебник -тетрадь инструменты изученному материалу за первый год обучения черчению. - Формирование познавательных интересов кпредмету. - Развитие культуры труда, самостоятельности,активности. 33 1 34 1 35 1 Резервный урок Обобщающее повторение Резервный урок Обобщающее повторение Резервный урок инструменты и принадлежно сти -учебник натуры в необходимом количестве видов (изображений) № урока 1. Кол. Тема урока. часо Цели урока. в 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС Формы Наглядные Домашнее занятий пособия задание Чертежи в системе прямоугольных проекций (1 час). §19, стр.126 №2 в тетрадь. Обобщение сведений о способах -беседа учебные проецирования. - Выявление знаний за первый учебный год. -Развитие пространственного, технического и образного мышления. -Обобщить навыки последовательного построения чертежа. графические построения таблицы: «Виды графических изображений »-2таблицы, -модель трехгранного угла - модели деталей из картона Содержание практической деятельности учащихся на уроке Чтение чертежа: а) устное чтение (фронтальная работа с классом); б) построение чертежа детали в системе проекций по двум заданным (в рабочих тетрадях) Сечения и разрезы на чертежах (14 часов). 3 2 2-3. 2 Общие понятия о сечениях и разрезах. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений, их обозначение. Графическое -рассказ с показом примеров графические обозначение материалов упражнения §20-22; Формат для эскизов (в клетку) графическая работа (проверка знаний). -карточкизадания №3 -формат для эскизов -чертежные инструменты и принадлежно сти. §20-22 повторить Решение задач на построение сечений. Выполнение сечений по аксонометрической проекции -рассказ с показом примеров - учебные таблицы: «Сечения и §23-24, -формат для эскизов. Решение задач на построение чертежа детали симметричной формы, содержащей разрез (работа -Дать понятие о сечении и его целесообразности. Научить определять места сечений. -Познакомить с видами сечений (наложенные, вынесенные, в разрыве детали) -Ознакомить учащихся с типичными конструктивными элементами деталей для выявления формы, которых необходимо применение сечений. 4. 1 Графическая работа №1. Эскиз деталей с применением сечений. -Закрепление умений и навыков в построении и обозначении сечений. -Проверка качества усвоения материала по теме. -Развитие пространственного представления и мышления. 5. 1 Разрезы. Простые разрезы. Отличие разреза от сечения. Расположение, обозначение на чертежах. Местные разрезы. Построение наложенных сечений с использованием программированных карт (работа выполняется на учебные таблицы: «Сечения», «Сечения и разрезы» -модели деталей -карточкизадания № 1-2 кальке) Решение задач на построение сечений (в рабочих тетрадях) 3 3 6. 1 -Дать понятие о разрезах как об изображениях. -Знакомство с классификацией разрезов. -Формирование навыков построения целесообразных разрезов. графические упражнения разрезы»; «Фронтальн ый разрез»; «Горизонтал ьный разрез»; «Профильны й разрез». Графическая работа №2 Эскиз детали с применением необходимого разреза. графическая работа -формат для эскизов -чертежные инструменты -карточкизадания №7 §23-24 повторить -рассказ по таблицам -работа с учебником -учебная таблица: «Соединение вида и разреза» -учебник -чертежные инструменты §25 (п. 2), §26 рис.195 стр.150 №3 в тетрадь -Проверка усвоения материала и закрепление сформированных умений и навыков в построении эскизов деталей с целесообразным разрезом. -Формирование навыков самостоятельной работы. 7. 1 Особенности нанесения размеров. Особые случаи разрезов (тонкие стенки, ребра жесткости). -Учить определять необходимость построения на чертеже соединения половины вида и разреза. -Определять значимость выбора разреза от симметричности детали. -Познакомить с особыми случаямиразрезов выполняется по индивидуальным заданиям на кальке). Тренировочные упражнения на построение местного разреза. Упражнения на построение разрезов и обозначение их Выполнение (на бумаге в клетку формата А4) эскиза детали с применением необходимого разреза Выполнение особых случаев разрезов. Тонкие стенки и спицы на разрезе. Тренировочные упражнения 3 4 8. 1 Соединение части разреза с частью вида. -Формирование у учащихся правильных приемов построения целесообразных разрезов -Закрепление навыков чтения чертежей. -Развитие логического мышления, пространственного представления 9. 1 Графическая работа №3 Чертеж детали с применением разреза (по одному или двум видам детали). -рассказ по таблицам графические упражнения -работа с учебником -учебник - таблица прошлого урока -карточкизадания №9 §25, §26 повторить -формат А4 (горизонтальный) Тренировочные упражнения на совмещение части вида с частью разреза, половины вида с половиной разреза графическая работа -карточкизадания №10 или учебник стр.153 рис.201 -образцы чертежей -формат А4 §25, §26 повторить На листе формата А4 выполнить вид слева и построить целесообразный разрез детали. §26, §27 Как располагаются секущие плоскости для выявления внутренних очертаний предмета. Выполнение чертежей деталей с применением разреза. - Закрепление навыков построения целесообразных разрезов -Выявление знаний по теме: «Соединение вида и разреза». 10(1) 1 Разрезы на аксонометрических проекциях (вырезы 1/4 части детали) - Знакомство с построением аксонометрических проекций деталей с вырезом. -Закрепление знаний о расположении осей (X,Y,Z). -Совершенствование графических навыков -объяснение по таблице -показ чертежей графические упражнения -чертежные инструменты и принадлежно сти. учебные таблицы: «Аксонометр ические проекции деталей с вырезом» -модели деталей с вырезом (пластмасса) -карточки- 3 5 задания№13 11(2) 1 Решение задач на реконструкцию внешней и внутренней формы. -Закрепление навыков выполнения соединения половины вида детали с половиной разреза. -Развитие навыков логического мышления, пространственного представления. 12(3) 1 Практическая работа №4 Устное чтение чертежей графические упражнения -чтение чертежей - Закрепление навыков по правилам чтения чертежей -Формирование навыков самостоятельной работы -Развитие навыков логического мышления 13(4) 1 Определение необходимого и достаточного количества изображений на чертежах. Выбор главного изображения. -Знакомство с правилами выбора главного вида и необходимого количества изображений, условности и упрощения на чертежах. -беседа -чтение чертежей -карточкизадания № 8-9 -учебная таблица: «Соединение вида и разреза» -тетрадь -чертежные принадлежно сти -карточкизадания № 11 Повторить правила чтения чертежей §17 учебные таблицы «Выбор изображений на чертеже» -карточкизадания №11 §28-29 стр. 154-157 -формат для эскизов Определение количества изображений и главного вида деталей. Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности. Решение графических задач, в том числе творческих. Порядок чтения чертежей содержащих условности и упрощения. Чертеж детали с определением достаточного количества изображений с выбором главного изображения. Чтение чертежей деталей, содержащих 3 6 -Формирование познавательного интереса к предмету. -Развитие навыков логического мышления 14(5) 1 изученные условности. Графическая работа №5 Эскиз детали с применением условностей и упрощений графическая работа Творческие задачи на графическое моделирование формы по чертежу с неполными данными. графические упражнения - Проверка знаний по темам: «Разрезы», «Сечения», «Условности и упрощения на чертежах». -Закрепление навыков выполнения разрезов. 15(6) 1 -Закрепление навыков в выполнении соединения половины вида с половиной разреза. -Формирование познавательного интереса к предмету. -Развитие пространственного представления и мышления. -карточкизадания №12 -формат для эскизов -чертежные принадлежно сти и инструменты -карточкизадания №14 -тетрадь -чертежные принадлежно сти §28-29 повторить Выполнение эскиза с применением необходимых разрезов и сечений и других условностей и упрощений. §28-29 повторить Сборочные чертежи (14 часов). 3 7 16(7) 1 Общие сведения о соединениях деталей. Разъемные соединения. Шпоночные и штифтовые соединения. -рассказ по таблицам с показом -Дать основные понятия о соединениях деталей. -Научить правилам изображения на чертежах разъемных соединений деталей. -Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов. 17(1) 1 Изображение резьбы на стержне и в отверстии -Дать основные понятия о резьбовых соединениях -Научить правилам изображения резьбы на стержне и в отверстии на чертежах -Закрепление знаний, умений и навыков выполнения чертежей с использованием разрезов. 18(2) 1 Графическая работа №6 Чертеж резьбового соединения (Болтовое соединение) -Закрепление навыков выполнения -рассказ по таблицам с показом -графические упражнения графическая работа учебные таблицы «Разъемные и неразъемные соединения», «Шпоночные и штифтовые соединения» -учебник -чертежные принадлежно сти и инструменты учебные таблицы «Резьбовые соединения» -модели резьбовых соединений -учебник -чертежные принадлежно сти и инструменты §30; §33 -чертежные принадлежности Ознакомление с условностями изображения и обозначения разъемных и неразъемных соединений. §31-32 -чертежные принадлежности -формат А4 -карточкизадания №18 (или рис. 217 г) §30-33 повторить Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей. условные изображения и обозначения резьбы на чертежах. Выполнение чертежа резьбового соединения 3 8 сборочных чертежей -Совершенствование навыков резьбового соединения -Формирование навыков самостоятельной работы 19(3) 1 Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций). Общие и отличительные признаки сборочных и рабочих чертежей. -составление сравнительн ой таблицы -Закрепить теоретические знания о рабочем чертеже детали. -Знакомство с новыми понятиями и графическими изображениями сборочных чертежей. -Дать сравнительную характеристику рабочего и сборочного чертежей. 20(4) 1 Условности и упрощения на сборочных чертежах. Чтение сборочных чертежей, последовательность. -Познакомить учащихся с условностями и упрощениями на сборочных чертежах. -Научить читать сборочные чертежи -Развивать устную речь учащихся. 21(5) 1 Практическая работа №7 Чтение сборочных чертежей -Закрепление знаний по теме «Условности и упрощения на сборочных чертежах», «Порядок чтения сборочных чертежей». -Развитие умения излагать своимысли грамотно, в полном объеме, используя термины учебного предмета. -рассказ с показом -чтение сборочных чертежей -чтение сборочных чертежей -формат А4 -чертежные принадлежно сти и инструменты учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей» -учебник -тетрадь учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей» -учебник -тетрадь -учебная таблица «Сборочный чертеж» -тетрадь §34 Особенности выполнения чертежей общего вида и сборочных; Устное чтение сборочных чертежей §35-36 §35-36 повторить Чтение сборочных чертежей различных изделий. 3 9 22(6) 1 Деталирование сборочного чертежа. Порядок выполнения чертежей деталей. Выбор числа изображений. -Познакомить учащихся с понятием – Деталирование. -Изучить порядок деталирования. -Закрепить новый материал. -Закрепить знания по теме: «Чтение сборочных чертежей». Научить выделять стандартные детали, входящие в изделие. 23-24 (7-8) 2 1 учебные таблицы: «Сборочный чертеж», «Чертежи деталей» -учебник -тетрадь Деталирование сборочного чертежа. -выполнение -учебная таблица: Выполнение чертежей без нанесения чертежей деталей по «Порядок размеров. -Закрепление знаний по темам: «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование». -Совершенствовать навыки выполнения чертежей деталей, по сборочным чертежам изделий. -Формирование графической грамотности. 25(9) -объяснение материала -запись порядка деталирован ия в тетрадь -выполнение чертежей деталей Определение размерных данных при деталировании. Использование пропорционального масштаба. -Научить определять действительные размеры детали входящей в сборочную единицу, при помощи графика углового масштаба. -Закрепление знаний по теме «Деталирование», «Нанесение размеров» -Закрепление знаний, умений и навыков по деталированию сборочного чертежа, в выборе изображения детали. деталирован ия сборочного чертежа» -задание из учебника рис. 244 (1); 245 (1). -построение -учебные пропорциона таблицы льного прошлых масштаба уроков -учебник определение -тетрадь размеров деталей входящих в изделие §37 Процесс составления чертежей деталей по чертежам изделия. Выполнение чертежей 1 - 2-х деталей §37 чертежам изделий без нанесения размеров §37 -формат А4 чертежные принадлежности 4 0 26(10) 1 Графическая работа №8 (1 часть) Деталирование сборочного чертежа -Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах». -Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий. -Воспитывать интерес к предмету, формировать графическую культуру. 27(1) 1 Графическая работа №8 (2 часть) Деталирование сборочного чертежа -Закрепление знаний по темам «Чтение сборочного чертежа», «Деталирование», «Нанесение размеров на чертежах». -Совершенствование навыков выполнения чертежей деталей по сборочному чертежу изделий. -Воспитывать интерес к предмету, формировать графическую культуру 28-29 (2-3) 2 Графическая работа №9 Решение творческих задач с элементами конструирования. -выполнение чертежей деталей по чертежам изделий -карточкизадания №21 -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежно сти §37 повторить -выполнение чертежей деталей по чертежам изделий -карточкизадания №21 -формат А4 -чертежные инструменты и принадлежно сти §37 повторить -формат для эскизов -выполнение эскизов. -карточкизадания №22 -Закрепление навыков построения целесообразных видов, разрезов, сечений и т.д. -Развитие навыков конструирования. -Совершенствование навыков логического мышления Выполнение чертежа сборочной единицы. Выполнение чертежа деталей, применив элементы реконструкции. Основы архитектурно-строительного черчения (2 часа). 4 1 30(4) 1 Общие сведения об архитектурностроительных чертежах, их значение. Отличие от -объяснение материала. -чтение машиностроительных чертежей. строительны х чертежей -Познакомить с архитектурностроительными чертежами, с правилами их оформления и выполнения. -Условные изображения на строительных чертежах, обозначение материалов. -Научить понимать (читать) строительные чертежи. 31(5) 1 Практическая работа №10 Чтение строительных чертежей. -Закрепление знаний по теме: «Архитектурно-строительные чертежи», «Условные изображения на строительных чертежах». -Развитие творческих способностей, фантазии, пространственного мышления. 32-34 (6-7) 2 Резервные уроки -Закрепление навыков построения чертежей деталей по чертежам изделий с применением сечений, разрезов. -Совершенствование навыков выполнения аксонометрических проекций деталей с вырезом ¼ части. учебные таблицы «Строительн ые чертежи» -учебник строительны е чертежи прошлых лет §38-40 -чтение строительны х чертежей -карточкизадания №24 §38-40 повторить -форматА3 графическая работа -карточкизадания №26 -формат А3 -чертежные инструменты и принадлежно сти -учебник стр.219, рис. 267 - рассмотреть особенности выполнения архитектурностроительных чертежей; Отдельные элементы зданий и детали внутреннего оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. 4 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕКУРСА Программакурсачерчениядля9класса(ав-торы:В.Н.Виноградов,В.И.Вышнепольский). Черчение. 9класс.Учебник.(авторы:А.Д.Бот-винников,В.Н.Виноградов,И.С.Вышнепольский). Черчение. Рабочая тетрадь. 9 класс. (автор: В.И.Вышнепольский). Черчение.Методическоепособие.9класс.(авто-ры:В.Н.Виноградов,В.И.Вышнепольский). Электроннаяформаучебника. 4 3