черчение

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Черчение»составлена на основе требований к результатам
обучения,представленныхвФедеральномгосударственном образовательном стандарте основного общегообразования.
Программа определяет общую стратегию обучения,воспитанияиразвитияучащихсясредствамиданного учебного предмета в
соответствии с целямиизучениячерченияикомпьютерногомоделирования, которые определены образовательным стандар-том.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (по1 часу в неделю для одногодичного варианта обучения) или на 68 часов (по 1
часу в неделю для двухгодичноговариантаобучения).
Программадаетвозможностьучащимсясистематизировать,расширитьиуглубитьзнания,полученныенаурокахгеометрии,информа
тики,географии,технологии,изобразительногоискусства,приобрестинавыкивпостроении чертежей, раскрыть свой творческий
потенциал и способности.
Изучение главы «Компьютерная графика» позволит применить современные информационные технологии для получения
графических изображений игеометрическогомоделирования.
Целиизадачиосновногообщегообразования,которыерешаетданнаяпрограмма:
− обеспечение
эффективного
сочетания
урочных
ивнеурочныхформорганизацииучебныхзанятий,взаимодействиявсехучастниковобразовательныхотношений;
− взаимодействиеобразовательнойорганизациипри реализации основной образовательной программыспартнерами; - выявление и

развитие способностей обучающих-ся, в том числе детей, проявивших выдающиеся спо-собностичерезсистемуолимпиадикружков;
организация
интеллектуальных
и
творческих
соревнований,научнотехническоготворчества,проектнойиучебноисследовательскойдеятельности;
социальноеиучебноисследовательскоепроектирование,профессиональнаяориентацияобучающихсяприподдержкепедагогов,психологов,социальныхпедагог
ов, сотрудничество с базовымипредприятиями,учреждениямипрофессионального образования, центрами профессиональной работы.

Целиизадачиучебногокурса«Черчение»











Цель обучения предмету реализуется черезвыполнениеследующихзадач:
развитиеобразно-пространственногомышления;
развитиетворческихспособностейучащихся;
ознакомлениеучащихсясправиламивыполнениячертежей,установленнымистандартамиЕСКД;
обучение выполнению чертежей в системе прямоугольных проекций, а также аксонометрическихпроекций;
обучение школьников чтению и анализу формыизделийпочертежам,эскизам,аксонометрическимпроекциямитехническимрисункам;
формирование у учащихся знания о графических средствах информации и основных способахпроецирования;
формирование умения применять графическиезнаниявновыхситуациях;
развитие конструкторских и технических способностейучащихся;
обучение самостоятельному пользованию учебнымиматериалами;
воспитаниетрудолюбия,бережливости,аккуратности,целеустремленности,ответственностизарезультатысвоейдеятельности.

2

Основныезадачиизучениячерчения:
−
−
−
−
−

формированиепространственныхпредставлений;
формированиеприемоввыполненияичтенияустановленныхстандартомграфически хдокументов;
формированиезнанийографическихсредствахинформации;
овладение способами отображения и чтения графической информации в различных видах практическойдеятельностичеловека;
осуществление связи с техникой; производством;подготовка учащихся к конструкторско-технологической и творческой деятельности, дизайну,
художественному конструированию; овладение элементамиприкладнойграфикиидр.
Дляреализацииэтихзадачвсодержаниепрограммывключенследующийучебныйплан:
− графические изображения (обзор), техника их выполненияиоформления(обзор);
− виды проецирования (углубленный обзор), способыпостроенияизображенийначертежах;
− геометрические построения, анализ графическогосоставаизображений;
− чертежипредметоввпрямоугольныхпроекциях,их аксонометрические проекции, технические рисунки,эскизы,чтениечертежей;
− проекционные задачи с использованием некоторыхграфическихпреобразований;
− сеченияиразрезы;
− чертежисборочныхединиц.
Задачуразвитияпознавательногоинтересаследуетрассматриватьвчерчениикакстимулактивизациидеятельностишкольника,какэффективныйинструм
ент, позволяющий учителю сделать процессобучения интересным, привлекательным, выделяя внем те аспекты, которые смогут привлечь к себе
вниманиеученика.

Краткаяхарактеристикаобщихподходовкпреподаваниюпредмета«Черчение»
спомощьюданногоУМК
Данная программа является единой, обеспечивающейграфическуюподготовкуучащихсяобщеобразовательных
организаций различных типов,том числе и при двухгодичном изучении черчения,например,в7—8или8—9классах.
Программаучитываетмноголетнийпедагогиче-ский опыт и особенности изложения теоретическогоматериала по курсу
черчения в основной школе, вчастности многолетний опыт преподавания по дан-номуУМК.
Кроме основных теоретических сведений, в
даннуюпрограммувключен(вотличиеотранееиздававшихсяпрограмм)переченьпрактическихзаданий,рекомендованных по каждой
теме, варианты некоторыхграфическихработипр.
Организуяграфическуюподготовкуучащихся,учителю следует исходить из того обстоятельства,что курс черчения в школе
должен содержать целостнуюсистемузнанийографическихсредствахинформации. Черчение обеспечивает формированиеу
учащихся такой совокупности рациональных приемов чтения и выполнения различных изображений,которая позволяет им в той
или иной степени ориентироваться в современном мире графических
информационныхсредств,приобщатьсякграфическойкультуре, овладевать графическим языком как
средствомобщениялюдейразличныхпрофессий,адаптироватьсякпродолжениюобразованиявсреднихспециальныхивысшихучебны
хзаведениях.
3

Программарекомендуетрассматриватьчерчениекак обобщающую дисциплину. Она
должнасистематизироватьзнанияучащихсяографическихизображениях,полученныеиминаурокахматематики, географии,
технологии и других предметов.
Втожевремянеобходимопоказатьпрактическуюнаправленность изучаемого материала в
школьной,бытовойипроизводственнойсферах.Всвязисэтимсцелью установления межпредметных связей на уроках при
изложении материала, во внеклассной работеследуетмаксимальноиспользоватьпримерыиздругих учебных дисциплин,
иллюстрирующие графическое отображение информации о предметах иявлениях,рассматриваемыхвних.
Методическиерекомендациипоизучениюотдельных тем, организации самостоятельной работы,
работесучебником,активизациипознавательнойиграфической деятельности учащихся, учету знаний,использованию наглядных и
раздаточных пособий,проведениювнекласснойработыучительсможетнайтивсоответствующейлитературе(см.«Учебнометодическоеобеспечение»).
Использование компьютера на уроках учительопределяет, исходя из состояния учебно-материальнойбазышколы.
ВместестемрекомендуетсязнакомитьучащихсяскомпьютернымиграфическимипрограммамиКОМПАС, AutoCAD или другими.
После изучениятемы «Эскизы» чертежи упражнений и графическихработ можно выполнять с помощью как 2D-, так и
вотдельныхслучаях3D-технологий.
Рабочая программа содержит пять разделов курса(см. «Содержание курса»). Но это не означает, чтоучитель должен
непременно изложить все разделы,особенно при одногодичном варианте обучения. Количество усвоенного выпускниками
материала зависитотмногихфакторов:количествасильныхучеников в классе, желания учащихся учиться и т. п.
Вероятно,чтоприодногодичномвариантеобученияраздел «Чертежи сборочных единиц» рассмотрен небудет. В слабых классах
может не хватить времени ина изучение раздела «Построение чертежей, содержащихсеченияиразрезы».
Учительдолженстремитьсяизложитьвесьпрограммныйматериал,ноеслистоитвыбормеждукачествомиколичеством(приодногодичн
омвариантеобучения),предпочтениеследуетотдаватьпервому.Тематическое планирование построено так,
чтобыосновноеучебноевремяуделялосьглавным,основополагающимвопросам,такимкакпроецирование,выполнениечертежейиэск
изов.Малозначимыетемы,напримершрифты,лишьупоминаются(напервомуроке),времяуроканаихизучениерасходоватьнестоит.
Тема«Чтениестроительныхчертежей»рассматривается по желанию учителя в том объеме, в кото-ромонаданавучебнике
А.Д.Ботвинниковаидр.

4

ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯКУРСА
Личностныерезультаты
- Готовностьи способность обучающихсяк саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
набазе ориентировки в мире профессий и профессиональныхпредпочтений.
- Сформированность
целостного
мировоззрения,соответствующегосовременномууровнюразвитиянауки
и
техники,
учитывающего многообразие современногомира.
Метапредметныерезультаты
 Умение
определять
понятия,
создаватьобобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,самостоятельновыбиратьоснованияикритерии
для
классификации,
устанавливать
причинноследственные
связи,
строить
логическое
рассуж-дение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное,поаналогии)иделатьвыводы.
Обучающийсясможет:
− выделять общий признак двух или несколькихпредметовиобъяснятьихсходство;
− объединять предметы в группы по определеннымпризнакам, сравнивать, классифицировать и обобщатьфакты;
− строитьрассуждениенаосновесравненияпредметов,выделяяприэтомобщиепризнаки;
− излагатьполученнуюинформацию,интерпретируяеевконтекстерешаемойзадачи.
−
 Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательныхзадач.
Обучающийсясможет:
- создавать абстрактный или реальный образ предмета;
- строитьмодельнаосновеусловийзадачи;
- создавать информационные модели с выделениемсущественныххарактеристикобъекта;
- переводитьсложнуюпосоставу(многоаспектную)информацию из графического представления в текстовоеинаоборот.
 Предмет«Черчение»тесносвязансгеометрией,информатикой, географией, технологией, изобразительнымискусством.
Черчение и геометрия, особенно начертательная,имеют общий объект изучения - плоскиеипространственные объекты.
Только эти предметы развиваютпространственноевоображение.
Современные компьютерные методы выполнениячертежей и 3D-моделей соединяют черчение с информатикой.
География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками», использует системукоординат (долгота,
широта) на поверхности, применяет понятие «уклон» — все эти понятия разрабатываютсявчерчениииначертательнойгеометрии.
Многиеразделыдисциплины«Технология»используютчертежи.
Изобразительное искусство и черчение имеют общийраздел—«Техническийрисунок».
5

 Развитие мотивации к овладению культуройактивногоиспользованияпоисковыхсистем.
Обучающийсясможет:
- осуществлятьвзаимодействиесэлектроннымипоисковымисистемами;
- соотносить полученные результаты поиска со своейдеятельностью.
 Формированиеиразвитиекомпетентностивобластииспользованияинформационно-коммуникационныхтехнологий(далее—
ИКТ).
 Обучающийсясможет:
− целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практическихзадач
с помощьюсредств ИКТ;
− использовать компьютерные технологии для решенияучебныхзадач;
− создаватьинформационныересурсыразноготипа.

 Приобретениеопытапроектнойдеятельности.
В процессе изучения курса черчения будут осваиватьсяследующиеуниверсальныеучебныедействия.
РегулятивныеУУД
Умениесамостоятельноопределятьцелиобучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы иинтересысвоейпознавательнойдеятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достиженияцелей,втомчислеальтернативные,осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решенияучебныхипознавательныхзадач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определятьспособыдействийврамкахпредложенныхусловийитребований,корректироватьсвоидействиявсоответствиисизменяющейсяситуацией.
Умениеоцениватьправильностьвыполненияучебнойзадачи,собственныевозможностиеерешения.
Владениеосновамисамоконтроля,самооценки,принятиярешенийиосуществленияосознанноговыборавучебнойипознавательнойд
еятельности.
ПознавательныеУУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать,самостоятельновыбиратьоснованияикритериидляклассификации,устанавливатьпричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии)иделатьвыводы.
Умениесоздавать,применятьипреобразовыватьзнаки и символы, модели и схемы для решения
учебныхипознавательныхзадач.
Смысловоечтение. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональнойориентации.
6

Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковыхсистем.
КоммуникативныеУУД
Умениеорганизовыватьучебноесотрудничествоисовместнуюдеятельностьсучителемисверстниками; работать индивидуально и
в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основесогласованияпозицийиучетаинтересов;формулировать,
аргументировать и отстаивать своемнение.
Умение осознанно использовать речевые средствав соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владениеустнойиписьменнойречью,монологическойконтекстнойречью.
Формирование и развитие компетентности в областииспользованияинформационно-коммуникационныхтехнологий(ИКТ).
Предметныерезультаты
Выпускникнаучится:
- выбиратьрациональныеграфическиесредстваотображенияинформацииопредметах;
- выполнятьчертежи(каквручную,такиспомощью2D-графики)иэскизы,состоящиеизнескольких проекций,
технические рисунки, другие изображенияизделий;
− производить анализ геометрической формы предметапочертежу;
− получатьнеобходимыесведенияобизделиипоегоизображению(читатьчертеж);
− использовать приобретенные знания и умения вкачествесредствграфическогоязыкавшкольнойпрактике и повседневной жизни,
при продолженииобразованияипр.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
− методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по их оформлению;
− условиям выбора видов, сечений и разрезов начертежах;
− порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях;
− возможностиприменениякомпьютерныхтехно-логийдляполученияграфическойдокументации.

7

СОДЕРЖАНИЕКУРСА
Графическиеизображения.Техникавыполнениячертежейиправилаихоформления
Основныетеоретическиесведения.Углубление сведений о графических изображениях и областях их применения.
Чертежи, их значение в практике. Графический язык и его роль в передаче информацииопредметноммиреиоб
общечеловеческомобщении.
Культурачерченияитехникавыполнениячертежей.Чертежныеинструменты.
Применение компьютерных технологий для выполнениячертежейисоздания3D-моделей.
Систематизация правил оформления чертежей
наосновестандартовЕСКД:форматы,основнаянадпись,шрифтычертежные,линиичертежа,нанесениеразмеров,масштабы.
Практические задания.Знакомство с отдельнымитипами графической документации; подготовка чертежных инструментов,
организация рабочего места;проведение различных линий; выполнение надписейчертежным шрифтом; нанесение размеров;
выполнениеэскиза«плоской»детали.

Способы построения изображенийначертежах
Основные теоретические сведения.Проецированиекаксредствографическогоотображенияформы предмета. Центральное
и параллельное проецирование. Проецирование отрезков, прямых и плоских фигур, различно расположенных
относительноплоскостейпроекций.Получениеаксонометрическихпроекций.
Чертеживсистемепрямоугольныхпроекций.Прямоугольное проецирование на одну, две и триплоскостипроекций.
Сравнительный анализпроекционныхизображений.
Изображения на технических чертежах: виды иих названия, местные виды, необходимое количествовидовначертеже.
Аксонометрическая проекция. Технический рисунок.
Практическиезадания.Сравнениеизображений(нахождениечертежейпредметовпоихнагляднымизображениям);указаниенап
равленийпроецирования для получения проекций предмета;нахождение правильно выполненных видов деталипонаглядному
изображению; выполнение чертежа предмета по модульной сетке; выполнение моделей (моделирование) деталей и
предметов по чертежу.

Чертежи,техническиерисункииэскизыпредметов
Основные теоретические сведения.Проекции элементов фигур на чертежах: изображения
начертежевершин,реберигранейпредметакакносителейграфическойинформации.
Прямоугольные проекции и технические рисункимногогранников и тел вращения. Выявление объемапредмета на

8

техническом рисунке. Развертки поверхностейнекоторыхтел.
Проекции точек на поверхностях геометрическихтелипредметов.
Анализ геометрической формы предмета.Построениечертежейпредметовнаосновеанализа их геометрической формы.
Нанесение размеров начертежах с учетом формы предмета, использованиеусловныхзнаков.
Графическое
отображение и чтение геометрической информации о предмете. Анализ графическогосоставаизображений.
Графические(геометрические)построения:деление отрезка, угла и окружности на равные части;построениесопряжений.
Чтение чертежей и других графических изображений. Последовательность чтения чертежей деталей на основе анализа
формы и их пространственногорасположения.
Эскизы деталей, последовательность их выполнения.
Практическиезадания.Нахождениеначертеже
предмета проекций точек, прямых и плоских фигур;построение чертежей, аксонометрических проекцийи технических
рисунков основных геометрическихтел; нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета; анализ
геометрической формыпредметапочертежу;выполнениетехническихрисунков и эскизов деталей; выполнение чертежа детали по ее описанию; анализ содержания информации,представленнойна графическихизображениях.
Деление отрезков и окружности на равные части;построение сопряжений; выполнение чертежей
деталейсгеометрическимипостроениями;построениеорнаментовидр.
Сравнениеизображений;нахождениеэлементовдеталейначертежеинанаглядномизображении;анализ геометрической формы
деталей; устное чтениечертежаповопросамипозаданномуплану.

Основыкомпьютернойграфики
Основные теоретические сведения.

Применениекомпьютерныхтехнологийвыполненияграфическихработ.Возможностикомпьютерной графики.2D-и3Dтехнологиипроектирования.СистематрехмерногомоделированияКОМПАС3D.ТипыдокументоввпрограммеКОМПАС,ихсоздание,сохранение.Управлениеокнамидокументов.Управлениеотображением
документа в окне. Основы плоской графикив системе КОМПАС. Создание чертежа,
нанесениеразмеров.Основытвердотельногомоделирования.
Практические задания. Работа в системе КОМ-ПАС-3D. Создание и сохранение документа. Управление окнами
документов, отображением документав окне. Создание чертежа, нанесение на него размеров. Построение изображений
деталей с помощьюсистемы КОМПАС. Построение твердотельных моде-лей. Построение эскизов деталей модели, редактированиедеталей.Построение3D-моделейдеталей.

9

Построениечертежей,содержащихсеченияиразрезы
Основныетеоретическиесведения.Сечения.Назначение сечений. Получение сечений. Размещение и обозначение сечений на

чертеже. Графическиеобозначенияматериаловвсечениях.
Разрезы. Назначение разрезов как средства получения информации о внутренней форме и устройстведетали и изделия.
Название и обозначение разрезов.Местныеразрезы.
Соединение на чертеже вида и разреза. Соединение части вида и части разреза. Соединение
половинывидаиполовиныразреза.
Некоторые особые случаи применения разрезов:изображениетонкихстенокиспицнаразрезах.
Условности,упрощенияиобозначенияначертежахдеталей.Выборглавногоизображения.Неполные изображения.
Дополнительные виды. Текстоваяизнаковаяинформацияначертежах.
Практическиезадания.Выполнениеэскизовичертежей деталей с использованием сечений; выполнение эскизов и чертежей

деталей с применениемразрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы; нанесение на чертежах проекций точек,
расположенных на поверхности предмета; дочерчивание изображенийдеталей,содержащихразрезы;выполнениечертежей
деталей с использованием местных разрезов; построение отсутствующих видов детали с применениемнеобходимыхразрезов.
Чтениечертежейс условностями, упрощениямиидругойграфическойинформациейопредмете.

Чертежисборочныхединиц
Основныетеоретическиесведения. Гра-фическоеотображениеичтениетехническойинформации о соединении деталей и

сборочных единицах.Видысоединенийдеталей.Изображениеболтовых,шпилечных,винтовыхидругихсоеди-нений.
Изображениеиобозначениерезьбыначертежах.Углубление сведений о сборочных чертежах, назначении и содержании
чертежей сборочных единиц.Чтениесборочныхчертежей.Деталирование.
Практические задания. Изучение чертежей раз-личных соединений деталей; выполнение эскиза

одногоизрезьбовыхсоединенийдеталей;чтениечертежей, содержащих изображения сборочных единиц;выполнение эскизов
или чертежей деталей по заданномусборочномучертежу(деталирование).
Чтение чертежей деталей, имеющих резьбу на на-ружнойивнутреннейповерхностях;выполнениеэскизов простейших
деталей с изображением резьбы,обозначениерезьбы.

Строительныечертежи
1
0

Основныетеоретическиесведения.Назначениестроительныхчертежей.Изображениянастроительных чертежах: фасад, план,
разрез. Масштабыстроительныхчертежей.Размерынастроительных чертежах. Условные изображения на
строительныхчертежах: оконные и дверные проемы, лестничныеклетки, отопительные устройства, санитарно-техническое
оборудование. Порядок чтения строительныхчертежей.
Практические задания.

Изучение строительныхчертежей. Чтение строительных чертежей с условными изображениями. Чтение масштабов на
строительныхчертежах.

1
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
1
(35/70часов,1часвнеделю)

Тема

Основноесодержание

Основныевидыучебнойдеятельности

Графическиеизображения.
Техникавыполнениячертежейиправилаихоформления
Техника выполнениячер
тежей
иправила
ихоформлени
я(1/3ч)

1

Чертежныеинструменты,материа Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений.
лыипринадлежности.Организаци Выполнение графических заданий.Работа с информацией (с текстом учебярабочего места. Правила
никаидополнительнойлитературой).Выполнениезаданийнараспознаваниен
оформлениячертежей.
азначенийлинийчертежаразныхтипов.
Графическиеработы:
«Линиичертежа»;
«Выполнение чертежа детали по
половинеизображения»
Построениелинийразличноговида
спомощьючертежныхинструментов

Черезкосуюлиниюуказанычасыпридвухгодичномизучениипредмета.

1
2

Способыпостроенияизображенийначертежах
Чертежи
всистеме прямоугольныхп
роекций(3/5ч
)

Проецирование.
Выполнение заданий на развитиепространственных
Прямоугольноепроецирование.Ра представлений.Выполнение
сположениевидовначертеже.
графическихзаданий.Работасинформацией(стекстомучебМестныевиды
никаидополнительнойлитературой).Построениеоднойпроекциипредмета
понаглядномуизображению.
Построениепроекцийпредмета.
Решение задач на дочерчивание проекций, сравнение изображений,
проведениеотсутствующихначертежелиний.
Выполнениечертежейдеталей

Аксонометрическиеп
роекции.Те
хниче-ский
рису-нок
(4/4ч)

Получениеаксонометрическихпр Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений.
оекций.Построениеаксонометри Выполнение графических заданий.Работа с информацией (с текстом
ческих
учебникаидополнительнойлитературой).Построениеаксонометрическихпр
проекций.Аксонометрические
оекций.
проекции предметов,
имеющихкруглыеповерхности.
Техническийрисунок

Выполнениетехническихрисунковдеталей.

1
3

Продолжение

Тема

Основноесодержание

Основныевидыучебнойдеятельности

Чертежи,техническиерисункииэскизыпредметов
Чтение
ивыполнени
ечертежей(1
4/15ч)

Анализ геометрической
формыпредмета.Чертежииаксоно
метрическиепроекциигеометрич
ескихтел. Проекции вершин,
ребер
игранейпредмета.Порядокпостро
енияизображенийначертежах.
Нанесение размеров с учетом
фор-мы предмета.
Геометрические построения,
необходимые при выполнении
чертежей.Чертежи
развертокповерхностей
геометрическихтел.Порядокчте
ниячертежейдеталей.

Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений.
Выполнение графических заданий.Работа с информацией (с текстом учебникаидополнительнойлитературой).Анализгеометрическойформыдетали.
Построение недостающих проекций то-чекилинийнаповерхностидетали.
Построение третьего вида детали.Нанесение размеров на
чертеже.Делениеокружностина3,4,6равныхчастей,построениесопряжений.

1
4

Графическиеработы:
Чтениечертежейдеталей
«Построениечертежааксонометри
ческойпроекциидетали»;«Построе
ниетретьеговидаподвумданным»;
«Выполнение чертежа детали с
использованием
геометрических построений»;
«Выполнение
чертежа
предметаспреобразованиемег
оформы»
Эскизы(
3/5ч)

2
3

Выполнение эскизов
Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений.
деталей.Повторениесведенийо
Выполнение графическихзаданий.Работасинформацией(стекстомучебспособахпроецирования.
никаидополнительнойлитературой).Выполнениеэскизовдеталей.
Графическиеработы:
«Выполнениеэскизаитехническог
орисункадеталиснатуры»;
«Выполнениеэскизадетали
сэлементамиконструирования»;
«Выполнение чертежа
предметапоаксонометрической
проекции»

1
5

Продолжение

Тема

Основноесодержание

Основныевидыучебнойдеятельности
Основыкомпьютернойграфики

Компьютерные
технологии
(1/1ч)

Применение компьютерных
технологийвыполненияграфическ
ихработ.Систематрехмерногомод
елирования КОМПАС-3D.
Основы плоской (2D) графики в
системеКОМПАС. Знакомство с
основамитвердотельногомоделир
ования

Работасинформацией(стекстомучебникаидополнительнойлитературой).В
ладениеосновнымиметодами,способамиисредствамиполучения,хранения,
переработкиграфическойинформации.
Развитие навыков работы с компьютером как средством управления
информацией

Построениечертежей,содержащихсеченияиразрезы
Сечения
иразрезы(
7/9ч)

Общиесведенияосеченияхиразрез Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений.
ах.Назначениесечений.Правилавы Выполнениеграфическихзаданий.
полнениясечений.Назначение

1
6

разрезов.Правилавыполненияразр Работа с информацией (с текстомучебникаидополнительнойлитера-турой).
Выполнение сечений.Выполнениеразрезов
езов. Соединение вида и
разреза.Тонкиестенкииспицынара
зрезе.
Другиесведения
оразрезахисечениях.
Графическиеработы:
«Эскиз детали с
выполнениемсечений»;«Эскиздет
алисвыполнениемнеобходимогора
зреза»;
«Чертеждеталисприменениемразр
еза»
Определениенеобходимого количестваиз
ображений(2ч)

Выбор количества изображений
иглавного изображения.
Условностииупрощенияначерте
жах.
Графическаяработа:
«Эскиз деталиснатуры»

Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлений.
Выполнениеграфическихзаданий.Работа с информацией (с
текстомучебникаидополнительнойлитературой).

Определениенеобходимогоколичестваизображений.
Выборглавногоизображения

1
7

Тема

Основноесодержание

Основныевидыучебнойдеятельности
Чертежисборочныхединиц

Сборочныечер
тежи(18ч)

Общиесведенияосоединенияхдета Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлени
лей.
й.
Изображения
и
обозначение Выполнение
резьбы.Чертежи
болтовых
и графическихзаданий.Работасинформацией(стекстомучебникаид
шпилечных соединений.
ополнительнойлитературой).
Чертежишпоночныхиштифтовыхсо Изучениеобщихсведенийосоединенияхдеталей.
единений. Общие сведения о сбо- Изучениеизображенияиобозначениярезьбы.
рочныхчертежахизделий.Порядокчт Выполнение чертежей болтовых и шпилечныхсоединений.
ениясборочныхчертежей.
Чтениечертежейшпоночныхиштифтовыхсоединений.
Условностииупрощениянасбороч- Чтениесборочныхчертежей.Деталирование
ных
чертежах.
Понятие
о
деталиро-вании.
Графическиеработы:
«Чертеж
болтового
или
шпилечногосоединения»;
«Деталированиесборочногочертежа»

Строительныечертежи
Чтениестроитель-ных
черте-жей(2ч)

Основныеособенностистроительныхчертежей.Условныеизображени
янастроительныхчертежах.
Порядокчтениястроительныхчерте
жей.
Графическаяработа:
«Выполнение чертежей деталей
посборочномучертежу»

Выполнениезаданийнаразвитиепространственныхпредставлен
ий.
Работа с информацией (с текстом
учебникаидополнительнойлитературой).
Чтениеусловныхизображенийнастроительныхчертежах.
Чтениестроительныхчертежей

№
урока

1.

2.

Кво
час
ов
1

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Тема урока.
Формы
Наглядные
Домашнее задание
Цели урока.
занятий
пособия

Правила оформления чертежей (7 часов).
-учебные
стр. 3-14
Введение. Учебный предмет
-рассказ
с
упр. на стр. 14 в тетрадь
таблицы:
«Черчение». Инструменты,
показом
«Виды
принадлежности, материалы.
-просмотр
графических
Приемы работы чертежными
таблиц
изображений
инструментами.
–записи в
» - две
- Ознакомить учащихся с новым предметом,
его значением, практической деятельностью
людей. Ознакомить с историей развития
чертежей. Рассказать об инструментах и
материалах.
-Прививать навыки организационной работы
на уроке.
-Воспитывать аккуратность, усидчивость и
внимание. Формировать интерес.

рабочих
тетрадях

таблицы,
-образцы
чертежей

Понятие о ГОСТах. Формат, рамка,
основная надпись. Линии чертежа.

-беседа
графические
и
практически
е
упражнения

-учебная
таблица:
«Линии
чертежа»
-образцы
чертежей
-учебник
(форзац)

-Дать понятие о стандартизации, её роли во
взаимозаменяемости.
-Углубить интерес учащихся к предмету.
-Воспитывать организованность, активность,
аккуратность.

Оформить два формата
вертикальный и
горизонтальный
-§2 (п.1-2)

Содержание
практической
деятельности
учащихся на уроке
Рассмотрение и
сравнение
графических
изображений
(чертежей, эскизов,
схем, технических
рисунков и т.д.),
данных в учебнике.
Проведение
вертикальных,
наклонных,
горизонтальных
линий и окружностей
при помощи линейки,
угольника и циркуля..
Выполнение рамки и
основной надписи
чертежа на листе
формата А4.
вычерчивание линий
чертежа с указанием
их названий (над
линиями) и
назначение (под
линиями) обычным
почерком

3.

1

Графическая работа №1.
Линии чертежа.
-Способствовать привитию культуры труда
при выполнении графических работ.
Закреплять навыки оформления чертежей:
вычерчивание рамки, основной надписи,
линий чертежа согласно требованиям ГОСТа.
-Прививать навыки организационной работы
на уроке.
-Воспитывать аккуратность, усидчивость и
внимание.

4-5.

2

6.

1

7.

1

графическая
работа
(проверка
знаний).

-рассказ с
показом
-Учить писать буквы согласно требованиям
примеров
стандарта.
-Прививать аккуратность, внимательность при написания
букв
выполнении надписей чертежа.
-Развивать усидчивость, выносливость,
графические
терпение при выполнении надписей чертежа,
упражнения
развивать графические навыки.
-беседа
Нанесение размеров. Масштабы.
-Прививать навыки выполнениячертежа.
Закреплять основные понятия оформления
чертежей. Учить наносить размеры согласно
требованиямГОСТа.
-Развивать и углублять интерес кпредмету,
графическиенавыки.
-Воспитывать аккуратность и усидчивость.
Графическая работа №2
графическая
Чертеж плоской детали.
работа
-Закреплять основные правила оформления

Чертежный шрифт.

чертежей, нанесения размеров.
-Отрабатывать приемы работы чертежными
инструментами.
-Вырабатывать усидчивость,
организованность, культуру графического

-образцы
чертежей
-учебник
(рис.24)
-формат А4
-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти.

§2 повторить

Выполнение чертежа
на листе чертежной
бумаги формата А4.
провести линии, как
показано на рис. 24

-учебные
таблицы:
«Шрифт
чертежный»
-справочная
таблица
-образцы
шрифтов
-учебные
таблицы

§2 (п. 4)
-алфавит в тетрадь

Упражнения в
написании букв и
цифр чертежного

§2 (п.5-6)
-форматА4 (вертикальный)

Выполнение чертежа
«плоской » детали на
листе формата А4 с
нанесение размеров и
преобразованием
масштаба.

-карточкизадания№2
-форматА4
-чертежные
инструменты

§2 повторить
-инструменты

Выполнение чертежа
«плоской » детали на
листе формата А4 с
нанесение размеров и
преобразованием
масштаба по
индивидуальным
заданиям.

шрифта.
Выполнение на листе
формата А4
алфавита.

труда.

Способы проецирования (9 часов).
8.

1

Общие сведения о проекциях.
Проецирование на одну плоскость
проекций.

-беседа с
показом
примеров
-работа с
учебником
демонстраци
я
трехгранног
о угла

-учебник
- модели
деталей
-карточкизадания №9

§3; §4 (п.1)
-инструменты

Выполнение
изображения
предмета на одной
плоскости по
наглядному
изображению (с
указанием толщины)

Проецирование на две плоскости
проекций.

-беседа с
показом

§4 (п.2)
-инструменты

Выполнение чертежа
предмета в двух
видах

Прямоугольное проецирование как
основной способполучения
изображений наплоскости.
Расположение видов на чертеже.
Местные виды.

-рассказ с
показом
графические
упражнения

-учебник
-карточкизадания №4
-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти
-модели
деталей
-трехгранный
угол
-учебник
-модели
деталей
(пластмасса)
-трехгранный
угол

§4, §5
-инструменты

Выполнение
заданий по
учебнику.

-Дать понятие о способах проецирования,
методе проекций. Познакомить с элементами
прямоугольного проецирования на одну
плоскость.
-Закрепление навыков вычерчивания линий,
нанесения размеров.
-Формирование интереса, аккуратности,
пространственного мышления.

9.

1

- Показать необходимость проецирования на
две плоскости проекций. Неопределенность
формы.
-Учить проецировать на две плоскости
проекций.
-Развивать пространственное мышление,
совершенствование графических навыков.

10(1)

1

- Показать необходимость проецирования на
три плоскости проекций
-Формирование познавательных интересов к
предмету, самостоятельность суждений,
активность.
-Развитие творческого мышления, интереса к
поиску решения задач.

11(2)

1

Расположение видов. Задачи на
составление чертежей по
разрозненным изображениям.
-Закрепление знаний о расположении видов,
формирование понятий о необходимом и
достаточном количестве видов на чертеже.
-Углубить знания о графических
изображениях, формировать навыки
построения видов на чертежах.
-Развитие стремления к овладению знаниями,
творческого отношения к решению задач

12(3)

1

Практическая работа №3
Моделирование по чертежу.
- Познакомить с понятием – моделирование, с
последовательностью работы по
моделированию.
-Развивать пространственное мышление,
закрепить знания по теме: «Проецирование».
-Вырабатывать внимательность, аккуратность,
организованность, самостоятельность
мышления.

-карточкизадания №6

фронтальная
и
индивидуаль
ная
графическая
проверка.

-трехгранный -повторить §4-5
-бумага, ножницы, проволока,
угол
пластилин.
-магнитная
доска
разрозненны
е
изображения
(виды)

моделирова
ние по
чертежу

-карточкизадания
№7
-учебник
-модели
деталей из
проволоки,
картона,
пластилина.

-инструменты повторить §4-5

Выполнение чертежа
предмета в
необходимом кол-ве
видов с
использованием
местного вида,
расположенного в
проекционной связи.
Выполнение чертежа
и решение задач на
составление чертежа
из разрозненных
видов.
Изготовление по
чертежу моделей из
проволоки, бумаги,
картона,
пластических и
других материалов.

13(4)

1

Аксонометрические проекции
деталей. Аксонометрические
проекции плоских фигур.
-Дать понятие об аксонометрии как
изображении.
-Учить строить оси аксонометрии и плоские
фигуры в аксонометрии.
-Развитие образного мышления,
формирования интереса к предмету.

14(5)

1

Аксонометрические проекции
объемных плоскогранных предметов
- Учить строить аксонометрические проекции
объемных плоскогранных предметов.
-Познакомить с методом отсечения и суммы
при построении аксонометрии.
-Развивать пространственное мышление.

15(6)

1

Аксонометрические проекции
предметов с цилиндрическими
элементами.
-Учить строить окружность в изометрии.
-Познакомить с понятиями – овал, эллипс.
-Развитие пространственного представления и
мышления.

16(7)

1

Технический рисунок. Приемы от
руки и на глаз.
-Дать основные понятия о техническом
рисунке.
-Углубить знания по теме:
«Аксонометрическиепроекции»
-Развитие пространственного мышления,
формирование интереса кучебе.

-беседа с
показом
-построение
на доске
(фронтальна
я работа)

-учебник
таблица
№1
-тетрадь
инструменты

§6-7 (п.1-2).
-инструменты

Построение
фронтальной
диметрической и
изометрической
проекции
плоскогранной
детали на стр. 51
рис.63

-учебник
таблица
№2
-тетрадь
инструменты
-образцы
чертежей
-учебник
фронтальная -учебная
работа
таблица
-тетрадь
-чертежные
принадлежно
сти

§7 (п.3)
-инструменты

Построение
изометрической
проекции призмы на
стр..63

§8
-дочертить

Построение овала в
трех координатных
плоскостях
изометрической
проекции.
Построение
изометрической
проекции детали с
цилиндрическим
отверстием. Стр.54,
рис 68

-рассказ с
показом
фронтальная
работа

§9
-чертежные инструменты

Упражнения в
выполнении
технического
рисунка.

-построение
на доске и в
тетради

-образцы
чертежей
-учебник
-чертежные
принадлежно
сти и
инструменты

17-18
(1-2)

19(3)

2

1

Чтение и выполнение чертежей (18 часов).
-рассказ с
-учебная
§10-11;
Анализ геометрической формы
показом
таблица
§16
предмета. Чертежи, наглядные
-чертежные инструменты
изображения и развертки
графические геометрическ
геометрических тел. Группа
упражнения ие тела
геометрических тел.
-построения -модели
-Учить анализировать геометрическую форму
предмета, разделять на простые
геометрические тела.
-Способствовать развитию технического и
образного мышления.
-Нацеливать на рабочие профессии.

на доске и в
тетради

деталей
-учебник
-тетрадь
-карточкизадания №11

Проекции вершин, ребер, граней и
точек.

-беседа
-построения
на доске и в
тетради

-модели
деталей
-учебник
-тетрадь
-карточкизадания №9

§12;
-формат А4
-инструменты

графическая
работа

-учебник
-форматА4
-карточкизадания№8

§12повторить
-инструменты

-Показать, что в основе построения чертежей
предмета лежит процесс построения проекций
гране, ребер, вершин.
-Формирование навыков построения проекций
этих элементов.
-Развивать мышление и интерес к поиску
геометрических тел.

20(4)

1

Графическая работа №4
Чертеж и наглядное изображение
детали

-Совершенствование навыков построения
трех видов детали и аксонометрической
проекции.
-Выявление знаний по теме: «Прямоугольное
проецирование» и «Аксонометрические
проекции».
-Закрепить навыки анализа геометрической
формы предмета, приемы работы чертежными
инструментами.

Рассмотрение
изображений
геометрических тел
поучебнику.
Мысленное
распределение
предметовна
геометрические тела.
Определение
графических
операций
(последовательности
построений) при
выполнении чертежа.
Выполнение чертежа
и аксонометрической
проекции предмета с
выделением
проекции точек,
отрезков, граней,
ребер, вершин.

Выполнение чертежа
и аксонометрической
проекции предмета с
выделением
проекции точек,
отрезков, граней,
ребер, вершин на
листе формата А4.

21(5)

1

Порядок построения изображений на
чертежах. Вырезы на
геометрических телах.
-Учить выполнять чертежи деталей имеющих
вырезы, преобразовывать форму деталей.
-Закреплять знания по теме:
«Проецирование».
-Развитие образного мышления. Творческих
способностей.

22(6)

1

Графическая работа №5
Чертеж детали в трех видах по двум
данным.
-Закрепление навыков построения проекций
предметов.
-Отработка последовательности выполнения
чертежей, анализа формы детали.
-Формирование навыков самостоятельной
работы. Развитие пространственного
мышления.

23 (7)

1

Нанесение размеров с учетом формы
предмета. Нанесение знаков
диаметра и квадрата.
-Закрепление знаний о правилах нанесения
размеров. Сообщение новых знаний о
нанесении размеров с учетом формы
предмета.
-Воспитание стремления добросовестно и
рационально выполнять учебные задания.
-Развитие логического мышления.

24(8)

1

Практическая работа №6. Чтение
чертежей
-Познакомить с понятием «чтение чертежей»,
порядком чтения чертежей.
-Закрепление знаний по пройденным темам.

-рассказ
графические
упражнения

-учебник
-тетрадь
-модели
деталей

§13
-формат А4
-инструменты

Выполнение чертежа
детали в трех видах
(фронтально) с
выбором
рациональной
последовательности
действий, из которых
складывается процесс
построения видов
предмета.

графическая
работа
деталей

-карточкизадания№13
инструменты
-формат А4

§13повторить
-инструменты

Построение третьего
вида учебной модели
детали по двум
данным на листе
формата А4.

-рассказ по
учебной
таблице и
учебнику

-учебная
таблица
-учебник
инструменты
-тетрадь

§14
-инструменты

Выполнение чертежа
предмета в
необходимом
количестве видов с
нанесением размеров.

-чтение
чертежей

-учебник
-тетрадь

§17
-формат А4 в клетку
-чертежные инструменты

Устное чтение
чертежей. Решение
занимательных задач
с творческим
содержанием (с
элементами

конструирования)

-Развитие пространственного и логического
мышления.

25
(9)

2

-карточкизадания
-формат А4 в
клетку
-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти

§18
-инструменты

Общие понятия о преобразовании
формы. Связь чертежа с разметкой.

графические
упражнения

-карточкизадания
-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти

-формат А4
-рис. 151
-инструменты

Графическая работа №8. Чертеж
детали в трех видах с
преобразованием формы

графическая
работа

-карточкизадания №25
-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти
-формат А4

-инструменты

Выполнение чертежа
предмета в трех
видах с
преобразованием его
формы (путем
удаления части
предмета)

Графический диктант. Чертеж и
технический рисунок детали по
словесному описанию.

графические
упражнения

-карточкизадания №19
-

-учебник стр. 81

Выполнение
чертежей и
технических

-Дать понятие об эскизах.
-Учить последовательной работе над
эскизами, закреплять знания о построении
трех видов с нанесением размеров.
-Воспитывать интерес к предмету, развивать
образное мышление.

26(1)

1

-Учить осуществлять несложные
преобразования формы и пространственного
положения предметов и их частей.
-Способствовать развитию
пространственного и образного мышления.
-Прививать культуру труда при выполнении
графической документации.

27 (2)

1

-Закрепление навыков построения вырезов
на геометрических телах, анализ формы
предмета.
-Отработать навыки последовательного
построениячертежа.
-Развитие культуры труда,
самостоятельности, активности.

28(3)

1

Выполнение эскиза
детали с натуры или
по наглядному
изображению в
необходимом
количестве видов и
технического рисунка
той же детали.

-рассказ с
показом
графическая
работа

Графическая работа №7. Эскиз
детали и технический рисунок.
1. Понятие об эскизах.
2. Эскиз и технический рисунок.

Выполнение
упражнений по
вычерчиванию
деталей с учетом
преобразования ее
формы.

-Закрепление навыков построения видов и
технического рисунка.
-Развитие пространственного представления.
-Воспитание культуры труда, организации
рабочего места.

29(4)

1

Геометрически построения.
Сопряжения.
-Учить выполнять геометрические
построения: деление отрезков и окружности
на равные части. Дать понятие о
сопряжении.
-Углублять знания о практическом
применении чертежей.
-Воспитывать организованность,
самостоятельность.

30(5)

1

Графическая работа №9. Чертеж
детали с элементами сопряжения.
-Закрепление навыков геометрических
построений и сопряжений.
-Выявление знаний по данной теме.
-Учить экономному использованию времени.

31 (6)

1

Графическая работа №10. Чертеж
детали с элементами
конструирования.

инструменты
-тетрадь

§15
-формат А4
-инструменты

Упражнение по
выполнению
сопряжений.
Построение чертежа
«плоской» детали с
применением
сопряжений.

-карточкизадания №15
-учебник
инструменты

§15 повторить
-формат в клетку

Выполнение чертежа
«плоской» детали с
использованием
геометрических
построений (в том
числе сопряжений) на
листе формата А4.

графическая
работа

-карточкизадания №25
-формат А4
-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти
-учебник

-форматА4
-инструменты

Выполнение эскизов
детали в
необходимом
количестве видов с
включением
элементов
конструирования (с
преобразованием
формы предмета)

графическая
работа

карточкизадания №26
-форматА4
-чертежные

стр. 3-14 повторить

Выполнение чертежа
предмета по
аксонометрической
проекции или с

-объяснение
материала.
-построения
на доске и в
тетради

-учебная
таблица

графическая
работа

-Закрепление навыков построения чертежей.

-Развитие творческих способностей.
Выявление знаний по ранее изученному
материалу.
-Развитие культуры труда,
самостоятельности, активности.

32(7)

1

Графическая работа №11.
(контрольная) Чертеждетали
-Закрепление и выявление знанийпо

рисунков по
словесному
описанию.

«Сопряжения
»
-учебник
-тетрадь
инструменты

изученному материалу за первый год
обучения черчению.
- Формирование познавательных интересов
кпредмету.
- Развитие культуры труда,
самостоятельности,активности.

33

1

34

1

35

1

Резервный урок
Обобщающее повторение
Резервный урок
Обобщающее повторение
Резервный урок

инструменты
и
принадлежно
сти
-учебник

натуры в
необходимом
количестве видов
(изображений)

№
урока

1.

Кол. Тема урока.
часо Цели урока.
в

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Формы
Наглядные Домашнее
занятий
пособия
задание

Чертежи в системе прямоугольных проекций (1 час).
§19, стр.126 №2 в тетрадь.
Обобщение сведений о способах
-беседа
учебные
проецирования.
- Выявление знаний за первый учебный год.
-Развитие пространственного, технического
и образного мышления.
-Обобщить навыки последовательного
построения чертежа.

графические
построения

таблицы:
«Виды
графических
изображений
»-2таблицы,
-модель
трехгранного
угла
- модели
деталей из
картона

Содержание
практической
деятельности
учащихся на
уроке
Чтение чертежа:
а) устное чтение
(фронтальная работа
с классом);
б) построение
чертежа детали в
системе проекций по
двум заданным (в
рабочих тетрадях)

Сечения и разрезы на чертежах (14 часов).

3
2

2-3.

2

Общие понятия о сечениях и
разрезах. Правила выполнения
наложенных и вынесенных сечений,
их обозначение. Графическое

-рассказ с
показом
примеров
графические

обозначение материалов

упражнения

§20-22;
Формат для эскизов (в клетку)

графическая
работа
(проверка
знаний).

-карточкизадания №3
-формат для
эскизов
-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти.

§20-22 повторить

Решение задач на
построение сечений.
Выполнение сечений
по
аксонометрической
проекции

-рассказ с
показом
примеров
-

учебные
таблицы:
«Сечения и

§23-24,
-формат для эскизов.

Решение задач на
построение чертежа
детали симметричной
формы, содержащей
разрез (работа

-Дать понятие о сечении и его
целесообразности. Научить определять места
сечений.
-Познакомить с видами сечений
(наложенные, вынесенные, в разрыве детали)
-Ознакомить учащихся с типичными
конструктивными элементами деталей для
выявления формы, которых необходимо
применение сечений.

4.

1

Графическая работа №1.
Эскиз деталей с применением
сечений.
-Закрепление умений и навыков в
построении и обозначении сечений.
-Проверка качества усвоения материала по
теме.
-Развитие пространственного представления
и мышления.

5.

1

Разрезы. Простые разрезы. Отличие
разреза от сечения. Расположение,
обозначение на чертежах. Местные
разрезы.

Построение
наложенных сечений
с использованием
программированных
карт (работа
выполняется на

учебные
таблицы:
«Сечения»,
«Сечения и
разрезы»
-модели
деталей
-карточкизадания
№ 1-2

кальке) Решение
задач на построение
сечений (в рабочих
тетрадях)

3
3

6.

1

-Дать понятие о разрезах как об
изображениях.
-Знакомство с классификацией разрезов.
-Формирование навыков построения
целесообразных разрезов.

графические
упражнения

разрезы»;
«Фронтальн
ый разрез»;
«Горизонтал
ьный
разрез»;
«Профильны
й разрез».

Графическая работа №2
Эскиз детали с применением
необходимого разреза.

графическая
работа

-формат для
эскизов
-чертежные
инструменты
-карточкизадания №7

§23-24 повторить

-рассказ по
таблицам
-работа с
учебником

-учебная
таблица:
«Соединение
вида и
разреза»
-учебник
-чертежные
инструменты

§25 (п. 2), §26 рис.195 стр.150
№3 в тетрадь

-Проверка усвоения материала и закрепление

сформированных умений и навыков в
построении эскизов деталей с
целесообразным разрезом.
-Формирование навыков самостоятельной
работы.

7.

1

Особенности нанесения размеров.
Особые случаи разрезов (тонкие
стенки, ребра жесткости).
-Учить определять необходимость
построения на чертеже соединения
половины вида и разреза.
-Определять значимость выбора разреза от
симметричности детали.
-Познакомить с особыми случаямиразрезов

выполняется по
индивидуальным
заданиям на кальке).
Тренировочные
упражнения на
построение местного
разреза. Упражнения
на построение
разрезов и
обозначение их
Выполнение (на
бумаге в клетку
формата А4) эскиза
детали с
применением
необходимого
разреза

Выполнение особых
случаев разрезов.
Тонкие стенки и
спицы на разрезе.
Тренировочные
упражнения

3
4

8.

1

Соединение части разреза с частью
вида.
-Формирование у учащихся правильных

приемов построения целесообразных
разрезов
-Закрепление навыков чтения чертежей.
-Развитие логического мышления,
пространственного представления

9.

1

Графическая работа №3
Чертеж детали с применением
разреза (по одному или двум видам
детали).

-рассказ по
таблицам
графические
упражнения
-работа с
учебником

-учебник
- таблица
прошлого
урока
-карточкизадания №9

§25, §26 повторить
-формат А4 (горизонтальный)

Тренировочные
упражнения на
совмещение части
вида с частью
разреза, половины
вида с половиной
разреза

графическая
работа

-карточкизадания №10
или учебник
стр.153
рис.201
-образцы
чертежей
-формат А4

§25, §26 повторить

На листе формата А4
выполнить вид слева
и построить
целесообразный
разрез детали.

§26, §27

Как располагаются
секущие плоскости
для выявления
внутренних
очертаний предмета.
Выполнение
чертежей деталей с
применением
разреза.

- Закрепление навыков построения
целесообразных разрезов
-Выявление знаний по теме: «Соединение
вида и разреза».

10(1)

1

Разрезы на аксонометрических
проекциях (вырезы 1/4 части
детали)
- Знакомство с построением
аксонометрических проекций деталей с
вырезом.
-Закрепление знаний о расположении осей
(X,Y,Z).
-Совершенствование графических навыков

-объяснение
по таблице
-показ
чертежей
графические
упражнения

-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти.
учебные
таблицы:
«Аксонометр
ические
проекции
деталей с
вырезом»
-модели
деталей с
вырезом
(пластмасса)
-карточки-

3
5

задания№13

11(2)

1

Решение задач на реконструкцию
внешней и внутренней формы.
-Закрепление навыков выполнения
соединения половины вида детали с
половиной разреза.
-Развитие навыков логического мышления,
пространственного представления.

12(3)

1

Практическая работа №4
Устное чтение чертежей

графические
упражнения

-чтение
чертежей

- Закрепление навыков по правилам чтения
чертежей
-Формирование навыков самостоятельной
работы
-Развитие навыков логического мышления

13(4)

1

Определение необходимого и
достаточного количества
изображений на чертежах. Выбор
главного изображения.
-Знакомство с правилами выбора главного
вида и необходимого количества
изображений, условности и упрощения на
чертежах.

-беседа
-чтение
чертежей

-карточкизадания
№ 8-9
-учебная
таблица:
«Соединение
вида и
разреза»
-тетрадь
-чертежные
принадлежно
сти
-карточкизадания
№ 11

Повторить правила чтения
чертежей §17

учебные
таблицы
«Выбор
изображений
на чертеже»
-карточкизадания №11

§28-29 стр. 154-157
-формат для эскизов

Определение
количества
изображений и
главного вида
деталей.
Чтение и выполнение
чертежей,
содержащих
условности. Решение
графических задач, в
том числе
творческих.
Порядок чтения
чертежей
содержащих
условности и
упрощения.

Чертеж детали с
определением
достаточного
количества
изображений с
выбором главного
изображения. Чтение
чертежей деталей,
содержащих

3
6

-Формирование познавательного интереса к
предмету.
-Развитие навыков логического мышления

14(5)

1

изученные
условности.

Графическая работа №5
Эскиз детали с применением
условностей и упрощений

графическая
работа

Творческие задачи на графическое
моделирование формы по чертежу с
неполными данными.

графические
упражнения

- Проверка знаний по темам: «Разрезы»,
«Сечения», «Условности и упрощения на
чертежах».
-Закрепление навыков выполнения разрезов.

15(6)

1

-Закрепление навыков в выполнении
соединения половины вида с половиной
разреза.
-Формирование познавательного интереса к
предмету.
-Развитие пространственного представления
и мышления.

-карточкизадания №12
-формат для
эскизов
-чертежные
принадлежно
сти и
инструменты
-карточкизадания №14
-тетрадь
-чертежные
принадлежно
сти

§28-29 повторить

Выполнение эскиза с
применением
необходимых
разрезов и сечений и
других условностей и
упрощений.

§28-29 повторить

Сборочные чертежи (14 часов).

3
7

16(7)

1

Общие сведения о соединениях
деталей. Разъемные соединения.
Шпоночные и штифтовые
соединения.

-рассказ по
таблицам с
показом

-Дать основные понятия о соединениях
деталей.
-Научить правилам изображения на чертежах
разъемных соединений деталей.
-Закрепление знаний, умений и навыков
выполнения чертежей с использованием
разрезов.

17(1)

1

Изображение резьбы на стержне и в
отверстии
-Дать основные понятия о резьбовых
соединениях
-Научить правилам изображения резьбы на
стержне и в отверстии на чертежах
-Закрепление знаний, умений и навыков
выполнения чертежей с использованием
разрезов.

18(2)

1

Графическая работа №6
Чертеж резьбового соединения
(Болтовое соединение)
-Закрепление навыков выполнения

-рассказ по
таблицам с
показом
-графические
упражнения

графическая
работа

учебные
таблицы
«Разъемные
и
неразъемные
соединения»,
«Шпоночные
и штифтовые
соединения»
-учебник
-чертежные
принадлежно
сти и
инструменты
учебные
таблицы
«Резьбовые
соединения»
-модели
резьбовых
соединений
-учебник
-чертежные
принадлежно
сти и
инструменты

§30; §33
-чертежные принадлежности

Ознакомление с
условностями
изображения и
обозначения
разъемных и
неразъемных
соединений.

§31-32
-чертежные принадлежности
-формат А4

-карточкизадания №18
(или рис. 217
г)

§30-33 повторить

Работа со
стандартами и
справочными
материалами.
Чтение чертежей,
содержащих
изображение
изученных
соединений
деталей. условные
изображения и
обозначения
резьбы на
чертежах.
Выполнение
чертежа резьбового
соединения

3
8

сборочных чертежей
-Совершенствование навыков резьбового
соединения
-Формирование навыков самостоятельной
работы

19(3)

1

Обобщение и систематизация
знаний о сборочных чертежах
(спецификация, номера позиций).
Общие и отличительные признаки
сборочных и рабочих чертежей.

-составление
сравнительн
ой таблицы

-Закрепить теоретические знания о рабочем
чертеже детали.
-Знакомство с новыми понятиями и
графическими изображениями сборочных
чертежей.
-Дать сравнительную характеристику
рабочего и сборочного чертежей.

20(4)

1

Условности и упрощения на
сборочных чертежах. Чтение
сборочных чертежей,
последовательность.
-Познакомить учащихся с условностями и
упрощениями на сборочных чертежах.
-Научить читать сборочные чертежи
-Развивать устную речь учащихся.

21(5)

1

Практическая работа №7
Чтение сборочных чертежей
-Закрепление знаний по теме «Условности и
упрощения на сборочных чертежах»,
«Порядок чтения сборочных чертежей».
-Развитие умения излагать своимысли
грамотно, в полном объеме, используя
термины учебного предмета.

-рассказ с
показом
-чтение
сборочных
чертежей

-чтение
сборочных
чертежей

-формат А4
-чертежные
принадлежно
сти и
инструменты
учебные
таблицы:
«Сборочный
чертеж»,
«Чертежи
деталей»
-учебник
-тетрадь

учебные
таблицы:
«Сборочный
чертеж»,
«Чертежи
деталей»
-учебник
-тетрадь
-учебная
таблица
«Сборочный
чертеж»
-тетрадь

§34

Особенности
выполнения
чертежей общего
вида и сборочных;
Устное чтение
сборочных
чертежей

§35-36

§35-36 повторить

Чтение сборочных
чертежей
различных изделий.

3
9

22(6)

1

Деталирование сборочного чертежа.
Порядок выполнения чертежей
деталей. Выбор числа изображений.
-Познакомить учащихся с понятием –
Деталирование.
-Изучить порядок деталирования.
-Закрепить новый материал.
-Закрепить знания по теме: «Чтение
сборочных чертежей». Научить выделять
стандартные детали, входящие в изделие.

23-24
(7-8)

2

1

учебные
таблицы:
«Сборочный
чертеж»,
«Чертежи
деталей»
-учебник
-тетрадь

Деталирование сборочного чертежа. -выполнение -учебная
таблица:
Выполнение чертежей без нанесения чертежей
деталей по
«Порядок
размеров.
-Закрепление знаний по темам: «Чтение
сборочного чертежа», «Деталирование».
-Совершенствовать навыки выполнения
чертежей деталей, по сборочным чертежам
изделий.
-Формирование графической грамотности.

25(9)

-объяснение
материала
-запись
порядка
деталирован
ия в тетрадь
-выполнение
чертежей
деталей

Определение размерных данных
при деталировании. Использование
пропорционального масштаба.
-Научить определять действительные
размеры детали входящей в сборочную
единицу, при помощи графика углового
масштаба.
-Закрепление знаний по теме
«Деталирование», «Нанесение размеров»
-Закрепление знаний, умений и навыков по
деталированию сборочного чертежа, в
выборе изображения детали.

деталирован
ия
сборочного
чертежа»
-задание из
учебника
рис. 244 (1);
245 (1).
-построение -учебные
пропорциона таблицы
льного
прошлых
масштаба
уроков
-учебник
определение -тетрадь
размеров
деталей
входящих в
изделие

§37

Процесс
составления
чертежей деталей
по чертежам
изделия.
Выполнение
чертежей 1 - 2-х
деталей

§37

чертежам
изделий без
нанесения
размеров

§37
-формат А4
чертежные принадлежности

4
0

26(10)

1

Графическая работа №8 (1 часть)
Деталирование сборочного чертежа
-Закрепление знаний по темам «Чтение
сборочного чертежа», «Деталирование»,
«Нанесение размеров на чертежах».
-Совершенствование навыков выполнения
чертежей деталей по сборочному чертежу
изделий.
-Воспитывать интерес к предмету,
формировать графическую культуру.

27(1)

1

Графическая работа №8 (2 часть)
Деталирование сборочного чертежа
-Закрепление знаний по темам «Чтение

сборочного чертежа», «Деталирование»,
«Нанесение размеров на чертежах».
-Совершенствование навыков выполнения
чертежей деталей по сборочному чертежу
изделий.
-Воспитывать интерес к предмету,
формировать графическую культуру

28-29
(2-3)

2

Графическая работа №9
Решение творческих задач с
элементами конструирования.

-выполнение
чертежей
деталей по
чертежам
изделий

-карточкизадания №21
-формат А4
-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти

§37 повторить

-выполнение
чертежей
деталей по
чертежам
изделий

-карточкизадания №21
-формат А4
-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти

§37 повторить
-формат для эскизов

-выполнение
эскизов.

-карточкизадания №22

-Закрепление навыков построения
целесообразных видов, разрезов, сечений и
т.д.
-Развитие навыков конструирования.
-Совершенствование навыков логического
мышления

Выполнение
чертежа сборочной
единицы.

Выполнение
чертежа деталей,
применив элементы
реконструкции.

Основы архитектурно-строительного черчения (2 часа).

4
1

30(4)

1

Общие сведения об архитектурностроительных чертежах, их
значение. Отличие от

-объяснение
материала.
-чтение

машиностроительных чертежей.

строительны
х чертежей

-Познакомить с архитектурностроительными чертежами, с правилами их
оформления и выполнения.
-Условные изображения на строительных
чертежах, обозначение материалов.
-Научить понимать (читать) строительные
чертежи.

31(5)

1

Практическая работа №10
Чтение строительных чертежей.
-Закрепление знаний по теме:
«Архитектурно-строительные чертежи»,
«Условные изображения на строительных
чертежах».
-Развитие творческих способностей,
фантазии, пространственного мышления.

32-34
(6-7)

2

Резервные уроки
-Закрепление навыков построения чертежей
деталей по чертежам изделий с применением
сечений, разрезов.
-Совершенствование навыков выполнения
аксонометрических проекций деталей с
вырезом ¼ части.

учебные
таблицы
«Строительн
ые чертежи»
-учебник
строительны
е чертежи
прошлых лет

§38-40

-чтение
строительны
х чертежей

-карточкизадания №24

§38-40 повторить
-форматА3

графическая
работа

-карточкизадания №26
-формат А3
-чертежные
инструменты
и
принадлежно
сти
-учебник

стр.219,
рис. 267 - рассмотреть

особенности
выполнения
архитектурностроительных
чертежей;
Отдельные
элементы зданий и
детали внутреннего
оборудования.

Чтение несложных
строительных
чертежей. Работа
со справочником.

4
2

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕКУРСА
Программакурсачерчениядля9класса(ав-торы:В.Н.Виноградов,В.И.Вышнепольский).
Черчение. 9класс.Учебник.(авторы:А.Д.Бот-винников,В.Н.Виноградов,И.С.Вышнепольский).

Черчение. Рабочая тетрадь. 9 класс. (автор:
В.И.Вышнепольский).
Черчение.Методическоепособие.9класс.(авто-ры:В.Н.Виноградов,В.И.Вышнепольский).

Электроннаяформаучебника.

4
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».