Рабочая программа. Основы проектного исследования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной
деятельности» для 5-9 класса

с. Солонцы 2024-2025 учебный год

Оглавление
Пояснительная записка ........................................................................................... 2
Цель и задачи курса «Основы проектной деятельности» ................................... 4
Особенности программы ........................................................................................ 4
Формы организации учебного процесса ............................................................... 6
Межпредметные связи ............................................................................................ 7
Предметные результаты ......................................................................................... 7
Личностные и метапредметные результаты ......................................................... 8
Регулятивные ........................................................................................................... 9
Коммуникативные ................................................................................................. 10
I. Теоретический блок ........................................................................................... 12
II. Практический блок. .......................................................................................... 14
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся .......................... 15
Календарно-тематическое планирование ........................................................... 15
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение .................... 17

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной
деятельности» для 5-9 класса составлена в соответствии с нормативными
документами:
● 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской федерации».
● 2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утверждённым приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных
изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую
— формировать у него общеучебные умения и навыки как основу
учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть
освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик
должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения

задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий,
позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно
контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно
оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится
субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности
является его участие в исследовательской и проектной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения
действительности, ее главные цели – установление истины, развитие
умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля
мышления Результатом этой деятельности является формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых
для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в
сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные
категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей,
учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и
взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих
способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения
своих потребностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе
технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской
деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы общего образования.
Актуальность программы
значимостью.

также

обусловлена

ее

методологической

Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для
организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах,
техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Цель и задачи курса «Основы проектной деятельности»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками
основ проектной деятельности.
Задачи программы:
● формировать представление об исследовательском
ведущем способе учебной деятельности;
● обучать специальным знаниям,
самостоятельных исследований;

необходимым

обучении

для

как

проведения

● формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
● развивать познавательные потребности и способности, креативность;
● развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
● формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
● формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои
интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему
исследования, выдвигать
гипотезу;
навыки
овладения
методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения
научными терминами в той области знания, в которой проводиться
исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме
своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

Особенности программы
Особенностью данной программы является реализация педагогической
идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно
добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа
обеспечивает реализацию следующих принципов:
● непрерывность дополнительного образования как механизма полноты
и целостности образования в целом;

● развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
● системность организации учебно-воспитательного процесса;
● раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы,
преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной
работы по овладению
учащимися
основами
исследовательской
деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к
изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо,
чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности,
учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи,
тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проекты различных направлений служат продолжением урока и
предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на
страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется
не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и
приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально
«брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или
вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство
активизации
познавательной деятельности, развития креативности и
одновременно формирование определенных личностных качеств, которые
ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной
программы общего образования.
Место в учебном плане
Программа «Основы проектной деятельности» создана на основе
федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная
деятельность», направление - общеинтеллектуальное.
Программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности (1 час в неделю).

Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу
детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением
родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете. Для
дополнительного дистанционного взаимодействия используется Google
Classroom. Проектная деятельность может включать проведение наблюдений,
экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации
проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной
информации могут быть взрослые: представители различных профессий,
родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
● типовые занятия (объяснения и практические работы),
● уроки-тренинги,
● групповые исследования,
● творческие проекты.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа,
защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация,
доклад, защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских
работ.
Технологии, методики:
● уровневая дифференциация;
● проблемное обучение;
● поисковая деятельность;
● информационно-коммуникационные технологии;
● здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
● с уроками русского языка: запись отдельных выражений,
предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений, работа с
текстом, анализ текстов;
● с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ,
участие в выставках рисунков при защите проектов;
● с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов,
использование компьютерной техники, сети интернет, использование
мультимедиа-устройств, работа с различными формами информации.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации
программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
● основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы,
сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
● понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
● основные источники информации;
● правила оформления списка использованной литературы;
● правила классификации и сравнения,
● способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
● источники информации (книга, старшие товарищи и родственники,
видеокурс, ресурсы Интернета)
● правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
● выделять объект исследования;
● разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
● выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

●
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять
главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
● работать в группе;
● работать с источниками информации, представлять информацию в
различных видах, преобразовывать из одного вида в другой;
●
пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными
пособиями;
● планировать и организовывать исследовательскую деятельность,
представлять результаты своей деятельности в различных видах;
● работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять
операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
● У школьников будут сформированы:
● учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
● ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в
том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ
соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
● способность к самооценке
внеучебной деятельности;

на

основе

критериев

успешности

● чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
● внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения
к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
● выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

● устойчивого учебно-познавательного
способам решения задач;

интереса

к

новым

общим

● адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;
● осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
● планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
● учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
● осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
● оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
● адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
● различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
● в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
● проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
● самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
●
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом

информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
●
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов
ИКТ;
● строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
● проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
● устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
● строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
●
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
● записывать, фиксировать
помощью инструментов ИКТ;

информацию

об

окружающем

мире

с

● осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
● осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
●
осуществлять
синтез
как
составление
целого
из
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

частей,

● строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
● адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации,
используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;

● допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
● учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
● формулировать собственное мнение и позицию;
●
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
● задавать вопросы;
● использовать речь для регуляции своего действия;
● адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
● учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
● понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
● аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
●
задавать вопросы, необходимые для
деятельности и сотрудничества с партнером;

организации

собственной

● осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
● адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
● адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка,
коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка,
справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом,
экскурсия, презентация.

Содержание программы
Введение
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся.
Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Презентация исследовательских работ учащихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок .
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении
собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты.
Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди
загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и
ответ.

Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные
действия. Игра
«Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация.
Источники
информации.
Библиотека.
энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Работа

с

Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с
электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной
Оформление списка использованных электронных источников.

литературы.

Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора
темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной
теме.
Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и
задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные
свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции,
необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом
исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в
точности предмет”.

Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых
сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки,
значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской
деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения,
умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать
свои действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям.
Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания:
“Учимся анализировать”,
“Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
II. Практический блок.
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты Планирование
работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и
методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы
по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой
литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление
презентации.
Работа на компьютере
презентации.

–

структурирование

материала,

создание

Выпуск брошюры.
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно
спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и
второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета,
ответы на вопросы, заключительное слово.
Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно
делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта.
продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Оценка

Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№
Наименование тем
Количе дата
п/п
ство
часов
Введение (1 ч.)

1
1 Что такое проект
I. Теоретический блок (16 ч.)

1

Способы мыслительной деятельности (7 ч.)
2
Что такое проблема
3
Как мы познаём мир
4
Удивительный вопрос
5
Учимся выдвигать гипотезы
6
Источники информации
7
Анализ предыдущего опыта
8
Подбор материалов и инструментов
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности

1
1
1
1
1
1
1
( 9 ч.)

Выбор темы исследования
1
Цели и задачи исследования
1
Методы исследования. Мыслительные операции 1
Методы исследования. Мыслительные операции 1
Сбор материала для исследования
1
Документация по проекту
1
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, 1
выводы
16
Обобщение полученных данных
1
17
Обобщение полученных данных
1
II. Практический блок (13 ч.)
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты
18
Планирование работы
1
19
Планирование работы
1
20
Обучение анкетированию, социальному опросу, 1
интервьюированию
21
Обучение анкетированию, социальному опросу, 1
интервьюированию
22
Работа
с
информационными
ресурсами 1
(литература, интернет, специалисты и пр.).
Отбор и составление списка литературы по теме
исследования
23
Работа
с
информационными
ресурсами 1
(литература, интернет, специалисты и пр.).
Отбор и составление списка литературы по теме
исследования
24
Практическая работа над проектным продуктом 1
25
Практическая работа над проектным продуктом 1
26
Практическая работа над проектным продуктом 1
27
Работа в компьютерном классе. Обобщение 1
9
10
11
12
13
14
15

полученных данных. Оформление презентации
28
Работа в компьютерном классе. Обобщение 1
полученных данных. Оформление презентации
29
Работа в компьютерном классе. Обобщение 1
полученных данных. Оформление презентации
30
Оформление проектной документации
1
III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 4 ч.)
31
32
33
34

Подготовка к защите
Подготовка к защите
Защита проектов
Защита проектов

1
1
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
● Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения:
Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор.
Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
● Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной
технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.16с.
● Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования.
Учебное пособие.
СПбГУП,
СПб,
1997г.
https://www.studmed.ru/view/markov-apbirzhenyuk-gm-osnovy-sociokulturnogo-proektirovaniya-uchebnoeposobie_6739c70df6b.html
● Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В.
Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский
центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
● Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. //
Одаренный ребенок. 2003, №2
● Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: /
Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

● Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших
школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
● Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от
обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор
школы, 1998, № 3- 256с.
● Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и
учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 320с.
Литература для обучающихся:
● Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для
младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная
литература», 2005.
● А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и
взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М.
БАЛЛАС,2008
● Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
● Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс]
http://www.mirknig.com/
● Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс]
http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
● А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_ob
o_vsem._
● Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ ● Большая Детская энциклопедия.
Русский язык. [Электронный ресурс]
http://www.booklinks.ru/
● Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания
ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать
помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696

● «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.
Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
● Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Ite
mid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Материально-техническое обеспечение:
компьютер с выходом в интернет, учебный класс, оборудованный
компьютером, проектором,
экраном;
могут
быть
задействованы
материально-технические базы социальных партнеров (библиотек, музеев,
детских центров и пр.).

Сведения о внесении изменений в рабочую программу в течение
учебного года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».