РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 5-9 класса с. Солонцы 2024-2025 учебный год Оглавление Пояснительная записка ........................................................................................... 2 Цель и задачи курса «Основы проектной деятельности» ................................... 4 Особенности программы ........................................................................................ 4 Формы организации учебного процесса ............................................................... 6 Межпредметные связи ............................................................................................ 7 Предметные результаты ......................................................................................... 7 Личностные и метапредметные результаты ......................................................... 8 Регулятивные ........................................................................................................... 9 Коммуникативные ................................................................................................. 10 I. Теоретический блок ........................................................................................... 12 II. Практический блок. .......................................................................................... 14 III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся .......................... 15 Календарно-тематическое планирование ........................................................... 15 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение .................... 17 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» для 5-9 класса составлена в соответствии с нормативными документами: ● 1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». ● 2. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, ее главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Актуальность программы значимостью. также обусловлена ее методологической Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Цель и задачи курса «Основы проектной деятельности» Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектной деятельности. Задачи программы: ● формировать представление об исследовательском ведущем способе учебной деятельности; ● обучать специальным знаниям, самостоятельных исследований; необходимым обучении для как проведения ● формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; ● развивать познавательные потребности и способности, креативность; ● развивать коммуникативные навыки (партнерское общение); ● формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); ● формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу. Особенности программы Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: ● непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; ● развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; ● системность организации учебно-воспитательного процесса; ● раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования. Место в учебном плане Программа «Основы проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - общеинтеллектуальное. Программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности (1 час в неделю). Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете. Для дополнительного дистанционного взаимодействия используется Google Classroom. Проектная деятельность может включать проведение наблюдений, экскурсий, интервью, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: ● типовые занятия (объяснения и практические работы), ● уроки-тренинги, ● групповые исследования, ● творческие проекты. Основные методы и технологии Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Технологии, методики: ● уровневая дифференциация; ● проблемное обучение; ● поисковая деятельность; ● информационно-коммуникационные технологии; ● здоровьесберегающие технологии; Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: ● с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений, работа с текстом, анализ текстов; ● с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; ● с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов, использование компьютерной техники, сети интернет, использование мультимедиа-устройств, работа с различными формами информации. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: Предметные результаты В результате работы по программе курса учащиеся должны знать: ● основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); ● понятия цели, объекта и гипотезы исследования; ● основные источники информации; ● правила оформления списка использованной литературы; ● правила классификации и сравнения, ● способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); ● источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видеокурс, ресурсы Интернета) ● правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся должны уметь: ● выделять объект исследования; ● разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; ● выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; ● анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, ● работать в группе; ● работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой; ● пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; ● планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; ● работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. Личностные и метапредметные результаты Личностные ● У школьников будут сформированы: ● учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ● ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; ● способность к самооценке внеучебной деятельности; на основе критериев успешности ● чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Ученик получит возможность для формирования: ● внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; ● выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; ● устойчивого учебно-познавательного способам решения задач; интереса к новым общим ● адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности; ● осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные Школьник научится: ● планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; ● учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ● осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; ● оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; ● адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; ● различать способ и результат действия. Ученик получит возможность научиться: ● в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ● проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ● самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные Школьник научится: ● осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета; ● осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; ● строить сообщения, проекты в устной и письменной форме; ● проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; ● устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ● строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах. Ученик получит возможность научиться: ● осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; ● записывать, фиксировать помощью инструментов ИКТ; информацию об окружающем мире с ● осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ● осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ● осуществлять синтез как составление целого из самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; частей, ● строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; Коммуникативные Школьник научится: ● адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ● допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; ● учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ● формулировать собственное мнение и позицию; ● договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; ● задавать вопросы; ● использовать речь для регуляции своего действия; ● адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Ученик получит возможность научиться: ● учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; ● понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; ● аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; ● задавать вопросы, необходимые для деятельности и сотрудничества с партнером; организации собственной ● осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; ● адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; ● адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Возможные результаты проектной деятельности учащихся: альбом, газета, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, выставка, коллекция, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом, экскурсия, презентация. Содержание программы Введение Что такое проект. Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ учащихся. Понятия: проект, проблема, информация I. Теоретический блок . Способы мыслительной деятельности Что такое проблема. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования. Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Удивительный вопрос. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Источники информации. Информация. Источники информации. Библиотека. энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Работа с Понятия: источник информации. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. Практика: правила оформления списка использованной Оформление списка использованных электронных источников. литературы. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез. Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы . Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. II. Практический блок. Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты Планирование работы. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации. Работа на компьютере презентации. – структурирование материала, создание Выпуск брошюры. III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся Подготовка к защите. Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Защита проектов. Анализ результатов и качества выполнения проекта. продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Оценка Способы преодоления трудностей. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. Календарно-тематическое планирование № Наименование тем Количе дата п/п ство часов Введение (1 ч.) 1 1 Что такое проект I. Теоретический блок (16 ч.) 1 Способы мыслительной деятельности (7 ч.) 2 Что такое проблема 3 Как мы познаём мир 4 Удивительный вопрос 5 Учимся выдвигать гипотезы 6 Источники информации 7 Анализ предыдущего опыта 8 Подбор материалов и инструментов Этапы работы в рамках исследовательской деятельности 1 1 1 1 1 1 1 ( 9 ч.) Выбор темы исследования 1 Цели и задачи исследования 1 Методы исследования. Мыслительные операции 1 Методы исследования. Мыслительные операции 1 Сбор материала для исследования 1 Документация по проекту 1 Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, 1 выводы 16 Обобщение полученных данных 1 17 Обобщение полученных данных 1 II. Практический блок (13 ч.) Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты 18 Планирование работы 1 19 Планирование работы 1 20 Обучение анкетированию, социальному опросу, 1 интервьюированию 21 Обучение анкетированию, социальному опросу, 1 интервьюированию 22 Работа с информационными ресурсами 1 (литература, интернет, специалисты и пр.). Отбор и составление списка литературы по теме исследования 23 Работа с информационными ресурсами 1 (литература, интернет, специалисты и пр.). Отбор и составление списка литературы по теме исследования 24 Практическая работа над проектным продуктом 1 25 Практическая работа над проектным продуктом 1 26 Практическая работа над проектным продуктом 1 27 Работа в компьютерном классе. Обобщение 1 9 10 11 12 13 14 15 полученных данных. Оформление презентации 28 Работа в компьютерном классе. Обобщение 1 полученных данных. Оформление презентации 29 Работа в компьютерном классе. Обобщение 1 полученных данных. Оформление презентации 30 Оформление проектной документации 1 III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся ( 4 ч.) 31 32 33 34 Подготовка к защите Подготовка к защите Защита проектов Защита проектов 1 1 1 1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Литература для учителя: ● Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. ● Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.16с. ● Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. СПбГУП, СПб, 1997г. https://www.studmed.ru/view/markov-apbirzhenyuk-gm-osnovy-sociokulturnogo-proektirovaniya-uchebnoeposobie_6739c70df6b.html ● Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с. ● Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2 ● Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с. ● Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. ● Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с. ● Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 320с. Литература для обучающихся: ● Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. ● А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008 ● Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. Интернет- ресурсы: ● Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ ● Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html ● А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_ob o_vsem._ ● Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ ● Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/ ● Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 ● «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ ● Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Ite mid,118/http://www.nachalka.com/proekty Материально-техническое обеспечение: компьютер с выходом в интернет, учебный класс, оборудованный компьютером, проектором, экраном; могут быть задействованы материально-технические базы социальных партнеров (библиотек, музеев, детских центров и пр.). Сведения о внесении изменений в рабочую программу в течение учебного года