Подготовка к ЕГЭ рус яз 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Комитет по образованию Ульчского муниципального района
МБОУ СОШ с. Солонцы

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель МО
учителей
гуманитарного цикла

Зам. директора по УР

Директор МБОУ СОШ
с. Солонцы

________________________

________________________
Чернова Н.В.
№73 от 30. 08. 2023 г.

Шевченко Н.Э.
№73 от 30. 08. 2023 г.

________________________
Ковальчук Ю.С.
№73 от «30. 08. 2023 г.»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Подготовка к ЕГЭ русский язык»
для обучающихся 11 кл.

Учитель: Шевченко Н.Э.

с. Солонцы 2023

Содержание
1.

Пояснительная записка

2.Учебно-тематический план
3.Календарно-тематическое планирование
4.Содержание тем учебного предмета
5.Перечень учебно-методического обеспечения

1. Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому
языку» в 11
классе составлена с учетом:
1. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступил
в силу с 02.07.2021);
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 22 марта 2021 г. N 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
3. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые
федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
по вопросам воспитания обучающихся».
Элективный предмет имеет практическую направленность и служит
дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки
учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю
(34часа в год).
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» используется
в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11
класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ).
Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших
классов, сформированные в основной школе. Содержание программы
предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее
формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о
богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике
нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного
языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной
работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых
практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а
также пользования нормированной устной и письменной речью в различных
сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить
поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми
выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения

тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что
самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты
выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой
подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки,
материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения
выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и
коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при
выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования
художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при
выполнении части С экзаменационной работы.
Элективный курс обеспечивает
следующими умениями:

к

концу

его

изучения

овладение

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм
русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных,
морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике,
словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы
русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную,
явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение
по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать
свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и
пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими
требованиями к письменной экзаменационной работе.
Виды деятельности на занятиях:
лекция учителя, беседа, практикум, консультация
Особенности курса:
1.
Краткость изучения материала.
2.
Практическая значимость.
3.
Нетрадиционные формы изучения материала.

Методы и формы обучения: эвристическая беседа, проблемные задания,
учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста,
сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами, парная, групповая и
индивидуальная работа, исследование, редактирование, стилистический анализ,
проект.
Формы контроля уровня достижений учащихся
1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
2. Тематический контроль: тест, задание с развернутым ответом.
3. Итоговый контроль: итоговый тест, задание с развернутым ответом.
2. Учебно-тематический план
11 класс
Содержание
Введение.
Орфоэпия.
Языковые нормы.
Лексика. Лексическая норма
Синтаксис

Кол-во часов
1ч
1ч
2ч
7ч

Пунктуация
Текст. Стили речи
Итого

6ч
17
34

3. Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

№
п/п

Тема занятия
1 Введение. Цели и задачи курса.
Знакомство демоверсией.

2

Орфоэпия. Орфоэпические
нормы. ЕГЭ 4

Требования к уровню
подготовки учащихся
Знать структуру и
содержание ЕГЭ по
русскому языку,
спецификацию, правила
заполнения бланков ответов.
Уметь ориентироваться в
тестовомзадании, заполнять
бланкиответов.
Знать основные тенденции
постановки ударения в
различныхчастях речи (в
прилагательных,
глаголах, причастиях,формах
И.п.,Р.п. мн. числа имен
существительных).

Дата Дата
План факт

3

Лексика. Лексические нормы.
Слова – паронимы. ЕГЭ 5

4

Лексические выразительные
средства. Тропы. ЕГЭ 26

5

Синтаксические средства
выразительности. ЕГЭ 26

6

Изобразительно-выразительные
средства языка. ЕГЭ 26

7

Морфология. Самостоятельные
и служебные части речи. ЕГЭ 13,
23

8

Морфологические нормы.
Грамматические ошибки,
связанные с их нарушением.
ЕГЭ 6

9

Синтаксические нормы.
Грамматические ошибки,
связанные с их нарушением.
ЕГЭ 8

10

Синтаксис. Предложение.
Простое, осложненное, сложное
предложение. Синонимия
синтаксических конструкций.
ЕГЭ 16

11

Синтаксические выразительные
средства. Стилистические
фигуры. ЕГЭ 26

12

Пунктуация. Знаки препинания в
простом предложении,

Знать определения понятий.
Уметь определять
лексическое значение слова,
находить в тексте синонимы,
антонимы, паронимы
Знать лексические средства
выразительности
Знать лексические средства
Выразительности. Уметь
находить тропы в тексте
Знать лексические средства
Выразительности. Уметь
находить тропы в тексте
Знать определение частей
речи, их морфологические
признаки.
Уметь определять
принадлежность слова к
части речи.
Знать трудные случаи
образования форм слова
Уметь определять
ошибочное
образование формы слова.
Знать распространенные
грамматические ошибки,
связанные с нарушением
синтаксических норм.
Уметь находить
предложения с нарушением
синтаксических норм.
Знать виды предложений по
цели высказывания, по
интонации, поколичеству
ГО, по характеру основы, по
наличию второстепенных
членов, структурно
необходимых элементов, по
степени осложнения, типы
сложных предложений.
Знать синтаксические
выразительные средства,
стилистические фигуры.
Уметь находить
синтаксические
выразительные средства,
стилистические фигуры в
тексте
Уметь определять условия
постановки знаков
препинания в простом

13

14

осложненном однородными
членами, обособленными
определениями,
обстоятельствами, вводными
словами. ЕГЭ 17, 16
Пунктуация. Знаки препинания в
сложносочиненном
предложении. ЕГЭ 19
Пунктуация. Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении.

15

Пунктуация. Знаки препинания в
сложноподчиненном
предложении. ЕГЭ 18,19

16

Пунктуация. Знаки препинания в
предложениях с разными видами
связи. ЕГЭ 19, 21

17

Тестирование.

18

Текст. Выделение основной и
дополнительной информации в
тексте. Способы и средства
связи предложений в тексте.
ЕГЭ 1, 20-23
Текст. Стили и типы речи.
Задания ЕГЭ 21

19

20

Задание 27. Композиция
сочинения. Критерии
оценивания задания 27

предложении, осложненном
однородными членами,
обособленными
определениями,
обстоятельствами, вводными
словами.
Знать, что такое
сложносочиненное
предложение
Знать, что такое бессоюзное
предложение.
Уметь определять условия
постановки знаков
препинания в бессоюзном
сложном предложении.
Знать, что такое
сложноподчиненное
предложение, правила
постановки знаков
препинания в нем.
Знать правила постановки
знаков препинания в
предложениях с разными
видами связи.
Уметь определять условия
постановки знаков
препинания в предложениях
с разными видами связи.
Знать правила постановки
знаков препинания в
предложениях с разными
видами связи.
Уметь определять условия
постановки знаков
препинания в предложениях
с разными видами связи.
Знать, что такое текст,
основные способы и
средства связи
предложений в тексте
Знать стили речи.
Уметь определять
принадлежность текста к
стилю и типу речи.
Уметь строить сочинениерассуждение по стандартной
трёхчастной схеме:
вступление –основная часть
– заключение.

21

Виды вступлений к сочинению

22

Формулировка проблемы текста.
Способы формулировки
проблемы.

23

Комментарий к
сформулированной проблеме,
связь примеров.

24

Позиция автора

25

Обоснование собственного
мнения по проблеме

26

Способы обоснования
собственного мнения.

27

Типы аргументов

28

Создание банка данных
аргументов

29

Виды заключений к сочинению

30

Написание сочинениярассуждения

31

Анализ (самоанализ) сочинениярассуждения

32

Речевое оформление сочинения.

3334

Выполнение контрольного
тестирования.

Знать виды вступлений к
сочинению и уметь
использовать эти знания при
написании сочинениярассуждения
Знать, как писать сочинение,
раскрывая его проблему.
Уметь формулировать
проблему текста
Знать об основных
требованиях к сочинениям.
Уметь комментировать
сформулированную
проблему
Уметь увидеть в тексте
сформулированную автором
позицию
Уметь увидеть в тексте
сформулированную автором
позицию
Знать типы аргументов.
Уметь аргументировать
собственное мнение.
Знать, как писать сочинение,
раскрывая свою собственную
позицию и своё мнение в
сочинении.
Уметь правильно подбирать
аргументы к проблеме
Знать, как писать сочинение,
раскрывая свою собственную
позицию и своё мнение в
сочинении.
Уметь правильно подбирать
аргументы к проблеме
Знать и уметь составлять
Заключение к сочинению в
разных вариантах
Знать структуру сочинениярассуждения.
Уметь применять знания при
выполнении заданий
Знать критерии оценивания
задания 27.
Уметь анализировать свою
письменную работу.
Знать типы ошибок, уметь их
исправлять.

4. Содержание тем элективного курса
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и
проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому
языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной
работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки
тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм
. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая
норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических
и
акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова.
Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы,
антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного
употребления; заимствованная лексика,
устаревшие и новые слова.
Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические
нормы
(словообразовательная,
морфологическая,
синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное
словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и
словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных
частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки
на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение
словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение.
Порядок слов в предложении. Виды предложений.
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое
как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное
предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила
согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование
определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение
предложений с однородными членами.
Построение сложноподчиненных
предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного
оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в
косвенную.
Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их
предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении
орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –
Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней.
Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи
(кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное
написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении
пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом
предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при
обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в
предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с
членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном
сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в
сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с
разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная
целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный
анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста.
Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация
микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей
и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки.
Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей
речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология,
синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его
фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства
лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения,
проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.
Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов
предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной
работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы
формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ
предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы
комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к
формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления
авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации.
Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ
письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности
приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение,
типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и
выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ
и
редактирование
образцов
ученических
сочинений.
Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.

5. Перечень учебно-методического обеспечения
1. ЕГЭ 2019 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова,
В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2019.
2. ЕГЭ 2018 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2018.
3.ЕГЭ 2017. Русский язык. Сборник
заданий/И.П.Цыбулько,
.И.Львова.М.:Эксмо, 2017.
4. Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2010.Русский язык. Тематические тренировочные задания.М.:Эксмо, 2016.
5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.:
Издательство «Экзамен», 2010.
6. Егораева Г.Т. ЕГЭ.Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению
части 3(С): М.:Издательство «Экзамен», 201. ЕГЭ-2019.
7.Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк
экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И.
Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова,
Н.В.
Соколова
–
М.:
Эксмо,
2011


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».