СИПР 25-26 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с.Солонцы Солонцовского сельского поселения
Ульчского муниципального района Хабаровского края

РАССМОТРЕНО
Советом школы
Протокол № 1
от «27» августа 2025 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ с. Солонцы
Ковальчук Ю. С.
________ приказ № 61
«27» августа 2025 г

Рабочая программа
Образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями (вариант 2)
для учащихся 9 класса
на 2025 – 2026 учебный год

С. Солонцы
2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная

индивидуальная

программа развития

(СИПР)

разработана

в

соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ. (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021).
2. Письмо

Минобрнауки

России

от

11.03.2016

N

ВК-452/07

"О введении ФГОС ОВЗ" (вместе с "Методическими рекомендациями по
вопросам внедрения федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями

здоровья

и

федерального

государственного

образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)")
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
«Об

утверждении

стандарта

федерального

образования

государственного

обучающихся

с

образовательного

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)».
4. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
5. Приказ министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП
2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России
18.12.2020 N 61573)
7. Устав образовательной организации.

Структура СИПР
1.

Пояснительная записка, структура СИПР.

2.

Индивидуальные сведения о ребенке.

3.

Психолого-педагогическая характеристика на начало и конец учебного года.

4.

Индивидуальный учебный план.

5.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре.

6.

Содержание образования:
6.1. Базовые учебные действия.
6.2. Содержание учебных предметов и коррекционных курсов.
6.3. Нравственное развитие.
6.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа

жизни.
6.5. Внеурочная деятельность.
7.

Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

8.

Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося.

9.

Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального

назначения,

дидактических

материалов,

индивидуальных

средств

необходимых для реализации СИПР.
10.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

реабилитации,

2.Индивидуальные сведения о ребенке
ФИО ребенка: Попелло Даниил Игоревич
Возраст ребенка: 20 лет
Место жительства: с. Солонцы, ул. Набережная, д
Мать: Седых Татьяна Сергеевна
Отец:
Группа (особые потребности):

2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
Сведения о семье (полная/неполная, состав, бытовые условия)

Взаимоотношения в семье, отношение к ребёнку

По заключению ПМПК у

Данные о физическом здоровье
Общая и мелкая моторика (уровень сформированности)

Особенности проявления познавательных процессов (восприятие, внимание, память,
мышление)

Особенности поведения и личности ребёнка (со слов родителей)

Сформированность социально значимых навыков, коммуникативные
возможности

Необходимый объём помощи со стороны окружающих (полная/частичная,
постоянная/эпизодическая)
Приоритетные учебные предметы

Особые отметки (по необходимости)

Психолого-педагогическая характеристика на конец учебного года
Сведения о семье (полная/неполная, состав, бытовые условия)

Взаимоотношения в семье, отношение к ребёнку

По заключению ПМПК у

Данные о физическом здоровье
Общая и мелкая моторика (уровень сформированности)

Особенности проявления познавательных процессов (восприятие, внимание, память,
мышление)

Особенности поведения и личности ребёнка (со слов родителей)

Сформированность социально значимых навыков, коммуникативные
возможности

Необходимый объём помощи со стороны окружающих (полная/частичная,
постоянная/эпизодическая)
Приоритетные учебные предметы

Особые отметки (по необходимости)

3. Учебный план для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями (вариант 2) для учащихся 9 класса на 2025
– 2026 учебный год
Предмет /курс
Коммуникация

Кол-во часов в
неделю с учителем
1

Кол-во часов в
году
34

Развитие речи средствами
вербальной и невербальной
коммуникации

1

34

Чтение и письмо

2

68

Математические представления

2

68

Домоводство

1

34

Изобразительная деятельность

1

34

Профильный труд

1

34

Адаптивная физкультура

1

34

Максимальная нагрузка
учащихся

10 ч

Учитель: Аксиненко Галина Ивановна

6.1 Базовые учебные действия
Базовые учебные действия обеспечивают, с одной стороны, успешное начало
школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу
формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют
дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной
деятельности на доступном для него уровне. Умение использовать все группы действий в
различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Содержание
I полуг.
Личностные БУД
Осознание
себя
как
ученика,
заинтересованного
посещением школы, обучением, занятиями, как члена
семьи
Способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей
Положительное
отношение
к
окружающей
действительности,
готовность
к
организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в
единстве его природной и социальной частей
Самостоятельность в выполнении учебных заданий,
поручений, договоренностей
Понимание личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о этических нормах и правилах
поведения в современном
обществе
Готовность к безопасному и бережному поведению в
природе и обществе
Коммуникативные учебные действия
Умение вступать в контакт и работать в коллективе
Умение использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем
Умение обращаться за помощью и принимать помощь
Умение обращаться за помощью и принимать помощь
Умение слушать и понимать инструкцию к
учебному заданию в разных видах деятельности и быту
Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях
Умение договариваться и изменять свое поведение с
учетом поведения других участников спорной ситуации
Умение доброжелательно относиться, сопереживать,
конструктивно взаимодействовать с людьми
Регулятивные учебные действия
Умение пользоваться учебной мебелью; адекватно
использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
Умение работать с учебными принадлежностями
(инструментами,
спортивным
инвентарем)
и
организовывать рабочее место
Умение соотносить свои действия и их результаты с

II полуг.

заданными образцами, принимать оценку деятельности,
оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных
недочетов
Познавательные учебные действия
Умение выделять существенные, общие и отличительные
свойства предметов
Умение устанавливать видо-родовые отношения предметов
Умение делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале;
Умение писать
Умение читать
Умение выполнять арифметические действия
Умение работать с информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях)
6.2. Содержание и календарно-тематическое планирование учебных
предметов, коррекционных курсов (см. Приложения).
6.3. Нравственное развитие. В основу данной программы положены ключевые
воспитательные задачи, базовые ценности российского общества, общечеловеческие
ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств,
нравственного сознания и поведения.
Основные задачи нравственного воспитания:
Формирование нравственного сознания –начинается с усвоения элементарных
этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в
основе которой лежат убеждения человека.
Процесс формирования нравственных убеждений предусматривает формирование
мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей
действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и умело
применять на практике.
Формирование нравственных чувств, которые представляют собой переживание
человеком своего отношения к нравственным требованиям,
В соответствии с задачами, в процессе реализации СИПР у ребенка
формируются:
1)
доброжелательное и уважительное отношение к окружающим (членам
семьи, сверстникам, членам школьного коллектива, учителям и др.);
2)
отрицательное отношение к грубости, жадности;
3)
умение радоваться своим успехам и успехам других;
4)
способность излагать свои просьбы вежливо, употребляя слова
«здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.
5)
способность правильно оценивать хорошие и плохие поступки, свои
поступки и поступки других людей;
6)
умение договариваться, уступать;
7)
умение спокойно вести себя в помещении и на улице;
8)
умение не перебивать говорящего, ждать, если человек занят
9)
умение бережно относиться к вещам, использовать их по назначению,
класть на место;
10)
умение подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные
нормы поведения;

11)
способность любить и уважать людей, свою Родину: культуру, историю,
святыни, фольклор, традиции.
6.4. Воспитание экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни - комплексная программа формирования у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных
ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Программа построена на основе общенациональных ценностей российского
общества, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура,
безопасность человека и государства. Она направлена на развитие мотивации и
готовности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного
образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты,
здоровья, материального благополучия.
Наиболее эффективным путем формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни у обучающихся является направляемая и организуемая
взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся, развивающая способность
понимать свое состояние, обеспечивающая усвоение способов рациональной организации
режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только
знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования,
если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и
социуме.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной
организации, семьи и других институтов общества.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни является составной частью адаптированной общеобразовательной
программы и должна проектироваться в согласовании с другими ее компонентами:
планируемыми результатами, программой формирования базовых учебных действий,
программами отдельных учебных предметов, внеурочной деятельности, нравственного
развития.
Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и
укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся,
формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Основные задачи программы:
1)
формирование представлений об основах экологической культуры на
примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека
и окружающей среды;
2)
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
3)
формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья
и здорового образа жизни;
4)
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование
заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил
здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной
деятельности и общения;
5)
формирование представлений о рациональной организации режима дня,
учебы и отдыха, двигательной активности;
6)
формирование установок на использование здорового питания;

7)
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с
учетом их возрастных, психофизических особенностей,
8)
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
9)
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
10)
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены;
11)
формирование негативного отношения к факторам риска здоровью
обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и
другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
12)
становление умений противостояния вовлечению в табакокурение,
употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
13)
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по
любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
14)
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и
простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Реализация программы формирования экологической культуры и здорового
образа жизни в урочной деятельности.
Программа реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание
базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих формированию у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ
экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни. Ведущая
роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура», «Мир природы
и человека», а также «Ручной труд».
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
практико-ориентированные умения и навыки, которые обеспечат им возможность в
достижении жизненных компетенций:
1)
элементарные природосберегающие умения и навыки:
2)
умения оценивать правильность поведения людей в природе;
3)
бережное отношения к природе, растениям и животным;
4)
элементарный опыт природоохранительной деятельности.
5)
элементарные здоровьесберегающие умения и навыки:
6)
навыки личной гигиены; активного образа жизни;
7)
умения организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность: режим
дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.;
8)
умение оценивать правильность собственного поведения и поведения
окружающих с позиций здорового образа жизни;
9)
умение соблюдать правила здорового питания: навыков гигиены
приготовления, хранения и культуры приема пищи;
10)
навыки противостояния вовлечению в табакокурение, употребления
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
11)
навыки безбоязненного общения с медицинскими работниками; адекватного
поведения при посещении лечебного учреждения, а также при возникновении признаков
заболеваний у себя и окружающих;
12)
навыки адекватного поведения в случае возникновения опасных ситуаций в
школе, дома, на улице;
13)
умение оценивать правильность поведения в быту;
14)
умения соблюдать правила безопасного поведения с огнем, водой, газом,
электричеством; безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов;
15)
навыки соблюдения правил дорожного движения и поведения на улице,
пожарной безопасности;
16)
навыки позитивного общения; соблюдение правил взаимоотношений с
незнакомыми людьми; правил безопасного поведения в общественном транспорте.

17)
навыки и умения безопасного поведения в окружающей среде и простейшие
умения поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях:
18)
умения действовать в неблагоприятных погодных условиях (соблюдение
правил поведения при грозе, в лесу, на водоеме и т.п.).
Планируемые результаты освоения программы формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Важнейшие личностные результаты:
1)
ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым
организмам, способность сочувствовать природе и ее обитателям;
2)
потребность в занятиях физической культурой и спортом;
3)
негативное отношение к факторам риска здоровью (сниженная двигательная
активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества,
инфекционные заболевания);
4)
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание
необходимости ее охраны;
5)
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей;
6)
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его
природных и социальных компонентов;
7)
установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и
поступках;
8)
стремление заботиться о своем здоровье;
9)
готовность следовать социальным установкам экологически культурного
здоровьесберегающего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям);
10)
готовность противостоять вовлечению в табакокурение, употребление
алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
11)
готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе
использования навыков личной гигиены;
12)
овладение умениями взаимодействия с людьми, работать в коллективе с
выполнением различных социальных ролей;
13)
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
6.5. Внеурочная деятельность (возможная, исходя из состояния ребёнка).
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность,
направленная на достижение результатов освоения основной общеобразовательной
программы и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Внеурочная
деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности обучающихся, в которых
возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в
обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей,
способностей обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: расширения
опыта поведения, деятельности и общения; творческой самореализации обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в комфортной развивающей
среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам
жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности;
социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в
детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации
дальнейших жизненных планов обучающихся.
Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для

достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и
формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и
социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.
Основные задачи:
1)
коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального,
личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
2)
развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной
жизни;
3)
развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в
разных видах деятельности;
4)
формирование основ нравственного самосознания личности, умения
правильно оценивать окружающее и самих себя,
5)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
6)
развитие трудолюбия,
способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
7)
расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;
8)
формирование положительного отношения к базовым общественным
ценностям;
9)
формирование умений, навыков социального общения людей;
10)
расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и
общеобразовательной организации;
11)
развитие навыков осуществления сотрудничества
с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
12)
укрепление доверия к другим людям;
13)
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания
других людей и сопереживания им.
Название
Планируемая деятельность ребенка в мероприятии
мероприятия
День знаний
присутствие на торжественной линейке, на концерте
Новогодний
подготовка к мероприятию: изготовление украшений, новогодних
праздник
открыток; участие в новогоднем празднике
Масленица
подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника,
приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии
Пасха
подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника,
покраска яиц, изготовление украшений
Игра
игры с мячом, совместные настольные дидактические игры "Лото",
"Домино", подвижные игры
Посещение храма
присутствие на богослужении
Прогулки на улице игры с мячом, подвижные игры, экскурсия в парк
Последний
учебный день

присутствие на торжественной линейке, праздничном концерте

7. Специалисты, участвующие в реализации программы
Учитель индивидуального обучения.
Учитель-логопед, педагог – психолог по запросу родителей или учителя.

8. Программа сотрудничества с семьей
Задачи

Возможные мероприятия

Психологическая поддержка семьи

тренинги,
психокоррекционные занятия,
встречи родительского клуба,
индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей индивидуальные консультации родителей со
об
особенностях
развития
и специалистами,
специфических
образовательных тематические семинары
потребностях ребенка
Обеспечение участия семьи в разработке и договор о сотрудничестве (образовании)
реализации СИПР
между
родителями
и
образовательной
организацией;
убеждение родителей в необходимости их
участия в разработке СИПР в интересах
ребенка;
посещение родителями уроков/занятий в
организации;
домашнее визитирование
Обеспечение единства требований
обучающемуся
в
семье
и
образовательной организации

к договор о сотрудничестве (образовании)
в между
родителями
и
образовательной
организацией;
консультирование;
посещение родителями уроков/занятий в
организации;
домашнее визитирование

Организация
регулярного
обмена
информацией о
ребенке, о ходе
реализации СИПР и результатах ее
освоения

Организацию участия родителей
внеурочных мероприятиях

ведение дневника наблюдений (краткие
записи);
информирование электронными средствами;
личные встречи, беседы;
просмотр и обсуждение видеозаписей с
ребенком;
проведение открытых уроков/занятий

во привлечение родителей к планированию
мероприятий;
анонсы
запланированных
внеурочных
мероприятий;
поощрение активных родителей.

9. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
1.
Предметы для нанизывания на стержень (кольца, шары, бусины), предметы для
сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой
величины), конструкторы, пазлы.
2.
Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по
темам: "Времена года", "Праздники", "Деревья", "Птицы", "Человек и его тело", "Древесина",
"Огонь", "Воздух", "Мальчики и девочки", "Рыбы", "Насекомые", "Ягоды", "Грибы", "Садовые

цветочно-декоративные
растения",
"Дикорастущие
цветочно-декоративные
растения",
"Комнатные растения", "Календарь", "Погода", "Средства гигиены", "Одежда и обувь", "Дом и
двор", "Объекты и явления природы", "Транспорт", "Посуда", "Бытовая техника", "Город",
"Музыкальные инструменты"; муляжи внутренних органов человека, пособие "Скелет человека".
3.
Набор геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник);
счетный материал.
4.
Компьютер, аудиозаписи, видеоматериалы, учебники.

10. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
11.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В
ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень
сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например:
"выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной
или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной
физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью",
"действие не выполняет"; представление: "узнает объект", "не всегда узнает объект"
(ситуативно), "не узнает объект". Итоговые результаты образования за оцениваемый
период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за
учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий
учебный период.

КОММУНИКАЦИЯ
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:






Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными:
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь
устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
Место предмета в учебном плане:
Срок реализации программы -1 год. Отводимое на урок время 34 часа: недельная
нагрузка ( 1час индивидуальной работы с педагогом)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во
часов
учителем

1

Коммуникация с использованием вербальных
средств Установление контакта с собеседником.
Реагирование на собственное имя и фамилию.

1

2

Использование звукоподражания, звукового
комплекса, слога как средства коммуникации.
Использование слова как средства коммуникации

1

Использование слова как средства
коммуникации.
Коммуникация с использованием невербальных
средств. Использование звучащего предмета как
средства коммуникации

1

Использование предметного символа как
средства коммуникации.
Использование графического изображения как
средства коммуникации.
Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации.
Использование таблицы букв как средства
коммуникации.

1

1

11

Использование компьютера (планшетного
компьютера) как средства коммуникации
Повторение. Эмоции. Различение по картинкам.

12

Повторение. Эмоции. Мимическая гимнастика.

1

13

Повторение. Жесты, классификация жестов.

1

3
4
5

6
7
8
9
10

1

1

1
1
1

1

Кол-во часов на
самостоятельную
с
работу

14

Повторение. Жесты, Упражнения на подражание.

1

15

Использование системы символов . Подбор
подписи к сюжетным картинкам.
Использование системы символов . Подбор
подписи к сюжетным картинкам
Составления рассказа по 3 сюжетным картинкам.
( из слов, букв) (с помощью учителя)
Составления рассказа по 3 сюжетным картинкам.
( из слов, букв) (с помощью учителя)
Составления рассказа по 4 сюжетным картинкам.
( из слов, букв) (с помощью педагога)
Составления рассказа по 4 сюжеьным картинкам.
( из слов, букв) (с помощью учителя)
Составление ответа на вопрос учителя по
картинке с помощью букв. ( с помощью учителя)

1

Составление ответа на вопрос учителя по
картинке с помощью букв. ( с помощью учителя
Составление ответа на вопрос учителя по
картинке с помощью букв. ( с помощью учителя
Составление из букв коротких ответов на вопрос
учителя.
Составление из букв коротких ответов на вопрос
учителя.

1

Составление из букв коротких ответов на вопрос
учителя.
Составление из букв и слов коротких ответов на
вопрос учителя.

1

Составление из букв и слов коротких ответов на
вопрос учителя
Составление из букв и слов рассказа по пяти
картинкам.
Составление из букв и слов рассказа по пяти
картинкам
Составление из букв рассказа о своей маме. (с
помощью учителя) по опорным вопросам
Составление из букв рассказа о своём папе. (с
помощью учителя) по опорным вопросам
Составление из букв рассказа о своей семье. (с
помощью учителя) по опорным вопросам.
Закрепление темы. Использование системы

1

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

символов.
Всего

34

РАЗВИТИЕ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
ЦЕЛЬ: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального
взаимодействия.
Место предмета в учебном плане:
Срок реализации программы -1 год. Отводимое на урок время 34 часа: недельная нагрузка ( 1час
индивидуальной работы с педагогом)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во
часов
учителем

1

Чтение стихотворения о лете. Повторение.
Работа по сюжетной картинке .

1

2

Выделение в тексте слов с мягким согласным не
конце.

1

3

Различие твердых и мягкий согласных на конце
слова. Чтение стихотворения об осени. Беседа.

1

4

Предмет и его название. Чтение слов ,
соотнесение с картинкой. Составление слов.

1

5

Название частей предмета. Чтение слов ,
соотнесение с картинкой.

1

6

Различие сходных предметов и их названий.
Чтение слов, соотнесение с картинкой.
Составление слов.
Обобщающее слово к группе однородных
предметов. Чтение слов. Соотнесение с
картинкой.

1

8

Работа по сюжетной картинке. Отчеты на
вопросы. Составление предложений.

1

9

Обобщающее слово к группе однородных
предметов. Подбор обобщающих слов.

1

10

Различие слов, обозначающих один и несколько
одинаковых предметов. Чтение слов, соотнесение
с картинкой.
Большая буква в именах и фамилиях людей,
кличках животных. Работа с текстом.
Составление слов.
Большая буква в именах и фамилиях людей,
кличках животных. Работа с текстом.
Составление слов.
Действие. Слова, обозначающие действие.
Чтение и выделение слов, обозначающих
действие.

1

7

11
12
13

1

1

1

1

Кол-во часов на
с самостоятельную
работу

14

Действие. Кто голос подает? Составление слов.

1

15

Действие. Кто как передвигается? Составление
слов.

1

16

Действие. Различие слов по их действиям.
Беседа.

1

17

Действие. Различие слов по их действиям.
Составление слов-действий.

1

18

Предлог. Употребление предлогов. Выделение в
тексте.

1

19

Предлог. Употребление предлогов. Выделение в
тексте.
Предлог. Употребление предлогов Вставляем
предлоги. Умение согласовывать слова в
предложении.
Предлог. Употребление предлогов Вставляем
предлоги. Составляем предложения.
Обобщающий урок по теме предлоги.

1

Слова с непроверяемыми гласными. Работа с
текстом.
Предложение. Работа со схемой предложения.
Составление предложений.

1

25

Правила записи предложения. Работа с текстом.

1

26

Распространение предложений. Чтение.
Составление предложений с данными словами.

1

27

Предложение. Большая буква в начале
предложения и точка в конце. Составление
предложений.

1

28

Предложение. Большая буква в начале
предложения и точка в конце. Составление
предложений

1

29

Завершение начатого предложения. Работа с
текстом.
Составление предложения по картинкам.

1

31

Работа по сюжетной картинке. Чтение текста о
весне. Отвечаем на вопросы. Беседа.

1

32

Работа с деформированным текстом. Читаем ,
вставляем слова.

1

33

Работа по сюжетной картинке, Чтение текста о
лете. Обсуждение. Составление предложений.

1

34

Итоговый урок. Работа по сюжетной картинке.
Чтение текста. Обсуждение. Составление
предложений.

1

20
21
22
23
24

30

Всего

1

1
1

1

1

34

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе
социального взаимодействия.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Чтение и письмо»:
 Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
 Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
 Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
 Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
 Узнавание и различение образов графем (букв).
 Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
 Начальные навыки чтения и письма.

Место предмета в учебном плане:
Срок реализации программы -1 год. Отводимое на урок время
недельная нагрузка ( 2 часа индивидуальной работы с педагогом)

68

часов:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во
часов

1

Чтение стихотворения о лете. Повторение работа по сюжетной
картинке . Определение количества предложений в тексте

1

2

Буква ь знак для обозначения мягкости согласных в конце слова.

1

3

Выделение в тексте слов с мягким согласным на конце.

1

4

Различие твердых и мягкий согласных на конце слова. Чтение и
запись слов. Работа в тетради.

5

Различие твердых и мягкий согласных на конце слова. Чтение и
запись слов. Работа в тетради.

1

6

Предмет и его название. Составление предложения со словами.

1

7

Название предметов, отвечающих на вопрос ЧТО?. Чтение
стихотворения.

1

8

Название частей предмета. Работа в тетради.

1

9

Название частей предмета. Работа в тетради.

1

10

Различие сходных предметов и их названий. Чтение и запись
слов по схемам.

1

11

Обобщающее слово к группе однородных предметов. Работа в
тетради.

1

12

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Название предметов» отвечающих на вопрос ЧТО?

1

13

Название предметов, отвечающих на вопрос КТО?. Чтение и
запись слов.

1

14

Название предметов, отвечающих на вопрос КТО?. Работа в
тетради.

1

15

Название предметов, отвечающих на вопрос КТО?. Работа в
тетради.

1

16

Обобщающее слово к группе однородных слов. Работа в тетради.

1

17

Различие слов, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО? Работа в
тетради.

1

18

Различие слов, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО? Работа в
тетради.

1

19

Различие слов, обозначающих один и несколько одинаковых
предметов. Чтение и запись слов.

1

20

Различие слов, обозначающих один и несколько одинаковых
предметов. Работа в тетради.

1

21

Большая буква в именах и фамилиях людей. Работа в тетради.

1

22

Большая буква в именах и фамилиях людей. Работа в тетради.

1

Большая буква в именах и фамилиях людей. Работа с текстом..

23

Большая буква в кличках животных. Чтение и запись слов.

1

24

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
Работа в тетради..

1

25

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных.
Чтение и запись слов.

1

26

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Названия предметов» Контрольный тест.

1

27

Действие. Слова, обозначающие действие. Чтение и выделение
слов, обозначающих действие.

1

28

Название действий, отвечающих на вопрос «Что делает?» Работа в 1
тетради.

29

Название действий, отвечающих на вопрос «Что делают?» Чтение 1
и запись слов.

30

Подбор названий действий» Кто голос подает? Работа в тетради.

1

31

Подбор названий действий Кто как передвигается ? Чтение и
запись слов.

1

32

Подбор названий действий Кто как передвигается ? Работа в
тетради.

1

33

Различие предметов по их действиям. (птица летаем, рыба
плавает) Чтение и запись слов.

1

34

Различие предметов по их действиям. Работа в тетради.

1

35

Различие предметов по их действиям. Работа в тетради

1

36

Различие предметов по их действиям. Работа с текстом.

1

37

Умение согласовывать слова, обозначающие действия со словами, 1
обозначающими предметы. Чтение и запись слов.

38

Умение согласовывать слова, обозначающие действия со словами, 1
обозначающими предметы. Работа в тетради.

39

Повторительно-обобщающий урок по теме
«Название действий». Контрольный тест. Работа с текстом.

1

40

Предлог как отдельное слово. Употребление предлогов.
Выделение в тексте.

1

41

Употребление предлогов в предложении . Работа в тетради.

1

42

Употребление предлогов в предложении . Работа в тетради.

1

43

Обобщающий урок по теме предлоги. Контрольный тест. Работа
с текстом.

1

44

Слова с непроверяемыми гласными. Работа тетради

1

45

Слова с непроверяемыми гласными. Работа в тетради.

1

46

Предложение. Выделение предложения из текста..

1

47

Правила записи предложения. Работа в тетради.

1

48

Правила записи предложения. Работа с текстом..

1

49

Предложение и его схема. Работа в тетради.

1

50

Предложение и его схема. Работа в тетради.

1

51

Различие набора слов и предложения. Работа в тетради.

1

52

Различие набора слов и предложения. Работа с текстом.

1

53

Порядок слов в предложении. Работа в тетради.

54

Порядок слов в предложении. Работа с текстом.

1

55

Завершение начатого предложения. Работа в тетради.

1

56

Завершение начатого предложения. Работа в тетради.

1

57

Составление предложения по картинкам. Работа

1

1

в тетради.

58

Составление предложения по картинкам. Работа

1

в тетради.
Предложения вопросы и предложения ответы. Работа в
тетради.
Предложения вопросы и предложения ответы. Работа в
тетради.

1

1

62

Повторительно-обощающий урок по теме
«Предложение» Тест. Работа с текстом.
Повторение различия слов , отвечающих на вопросы Кто? Что?

63

Повторение различия слов , отвечающих на вопросы Кто? Что?

1

64

Повторение. Обобщающее слово.

1

65

Повторение. Большая буква в именах и фамилиях людей.

1

66

Повторение. Большая буква в кличках животных.

1

67

Повторение. Различие предметов по их действиям.

1

68

Итоговый урок. Составление предложений по картинкам.

1

59
60
61

Итого:

1

1

68

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Цель обучения математике - формирование элементарных математических представлений
и умений и применение их в повседневной жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Математические
представления".
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления: умение различать и
сравнивать предметы по форме, величине, удаленности; умение ориентироваться в схеме
тела, в пространстве, на плоскости; умение различать, сравнивать и преобразовывать
множества;
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в
доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на
наглядность:
умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его
цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 10;
умение обозначать арифметические действия знаками;
умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц;
Место предмета в учебном плане:
Срок реализации программы -1 год. Отводимое на урок время 68 часов: недельная
нагрузка ( 2 часа индивидуальной работы с педагогом)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во часов с
учителем

1

Предмет « Математика». Счёт предметов

1

2

Отношения « больше», « меньше», « ровно» ( столько же

1

3

Пространственные представления « вверх», « вниз».

1

4

Пространственные представления « налево»,
« направо»
Временные представления « вчера», « сегодня», « завтра»

1

Порядковые отношения « стоять перед», « следовать за»,, «
находиться между».
Нахождение одинаковых предметов. Объединение
предметов и групп предметов
Вспоминаем Число 1,2. Цифра 2

1

5
6
7
8

1

1
1

9

Числа 1,2. Образование числа 2

1

10

Числа 1,2,3. Цифра 3.

1

11

Знаки « плюс»(+), « минус» (-), « равно» (=)

1

12

Составление и чтение равенств

1

13

Числа 1,2,3,4. Цифра 4

1

14

Точка, Кривая линия, Прямая линия. Отрезок

1

15

Ломаная линия. Звено ломаной линии.

1

16

Состав чисел 2-5

1

17

Знаки сравнения « больше», « меньше», « равно».

1

18

Узнавание( различение) геометрических фигур:
1
треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник
Закрепление и обобщение по теме « Числа 11
5. Состав чисел 2-5»
Соответствие формы предметов с геометрической фигурой 1
( треугольник, квадрат, круг, прямоугольник из3-х,4-х
частей)

19
20

21

Числа 6-7. Цифра 6

1

22

Числа 1,2,3,4,5,6,7. Цифра 7

1

23

Числа 1,2,3,4,5,6,7.

1

24

Числа 8-9. Цифра 8

1

25

Числа 1,2,3,4,5,6,7, 8,9. Цифра 9.

1

26

1

27

Контрольная работа №1 Сложение и вычитание в
пределах 10.
Числа 1-10

28

Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение

1

29

Измерение длины отрезков линейкой.

1

30

Измерение длины (высоты) предметов линейкой.

1

31

Сложение предметных множеств в пределах 5

1

1

32

Сложение предметных множеств в пределах 10

1

33

Вычитание предметных множеств в пределах 5

1

34

Вычитание предметных множеств в пределах 10

1

35

Запись арифметического примера на увеличение на одну
(несколько) единиц в
пределах 5
Запись арифметического примера на увеличение на одну
(несколько) единиц в
пределах 5
Запись арифметического примера на увеличение на одну
(несколько) единиц в
пределах 10
Запись арифметического примера на
уменьшение на одну (несколько) единиц в пределах 10

1

36

37

38

39

40

41

1

1

1

Решение задач на увеличение на одну (несколько) единиц в 1
пределах 5, запись
задач
Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц 1
в пределах 5, запись
задач
Решение задач на увеличение на одну
1
(несколько) единиц в пределах 10, запись задач
Решение задач на уменьшение на одну (несколько) единиц
в пределах 10, запись
задач
Проверочная работа простые задачи и примеры в
пределах 10.
Сравнение предметов по весу. Узнавание весов, частей
весов; их назначение
Измерение веса предметов, материалов с помощью весов

1

1

47

Узнавание (различение) геометрических тел:
«шар», «куб», «призма», «брусок».
Соотнесение формы предмета с геометрическими телами.
фигурой.
Нумерация чисел второго десятка: числа 11-13.

49

Нумерация чисел второго десятка: числа 11-13.

1

50

Нумерация чисел второго десятка: числа 14-16

1

51

Нумерация чисел второго десятка: числа 14-16

1

52

Нумерация чисел второго десятка: числа 17-19

1

42

43
44
45
46
47

1
1
1

1
1

53

Нумерация чисел второго десятка: числа 17-19

1

54

Нумерация чисел второго десятка: число 20

1

55

Нумерация чисел второго десятка: число 20

1

56

Контрольная работа

1

57

Работа над ошибками.

1

58

Сложение двузначного числа с однозначным числом (13 + 2)

1

59

Сложение двузначного числа с однозначным числом (13 + 2)

1

60

1

62

Вычитание однозначного числа из двузначного числа (16 –
2).
Вычитание однозначного числа из двузначного числа (16 –
2).
Получение суммы 20 (15 + 5, 17 +3).

63

Получение суммы 20 (15 + 5, 17 +3).

1

64

Вычитание однозначного числа из 20 (20 – 5).

1

65

1

67

Вычитание двузначного числа из двузначного числа (17 –
12; 20 – 12).
Вычитание двузначного числа из двузначного числа (17 –
12; 20 – 12).
Контрольная работа

68

Работа над ошибками

61

66

Итого:

1
1

1
1
1
68

ДОМОВОДСТВО
Целью данной программы является повышение самостоятельности обучающихся в
выполнении хозяйственно-бытовой деятельности, развитие социальной компетентности у
детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной
жизни.
Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, уборке помещения, уходу за вещами.
Задачи:
 формирование у воспитанников знаний и умений, способствующих социальной
адаптации;
 Воспитание позитивных качеств личности
Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет «Домоводство»
отводится 5 часов в неделю (170 ч/в год). (2 часа с учителем+3 часа на самостоятельное
изучение)
Предметные результаты освоения учебного предмета "Домоводство".






№

Знакомство, по возможности овладение умением выполнять доступные бытовые
поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома:
Умение по возможности
выполнять доступные бытовые виды работ:
приготовление пищи, уборка, сервировка стола;
Умение по возможности соблюдать технологические процессы в хозяйственнобытовой деятельности: уборка, работа на кухне;
умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних
вещей, продуктов;
умение по возможности использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику,
инструменты, соблюдая правила безопасности.
 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема

Кол-во часов с
учителем

1

Кухонный инвентарь. Назначение. Приемы пользования.

2

Техника безопасного труда Узнавание (различение)
1
кухонных принадлежностей ( лопаточка, пресс для чеснока,
открывалка и
др.).
Техника безопасного труда Узнавание (различение)
1
кухонных принадлежностей ( лопаточка, пресс для чеснока,
открывалка и
др.).

3

1

5

Техника безопасного труда Узнавание (различение) кухонных 1
принадлежностей ( лопаточка, пресс для чеснока,
открывалка и
др.).
Виды посуды: тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка ит.д.
1

6

Виды посуды: тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка ит.д.

1

7

Виды посуды: тарелка, чашка, блюдце, вилка, ложка, чайник ит.д.

1

8

Обращение с посудой. Мытье посуды. Техника безопасного труда. 1
Замачивание посуды.
Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание
посуды. Сушка посуды.
Обращение с посудой. Мытье посуды. Техника безопасного труда. 1
Замачивание посуды.
Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание
посуды. Сушка посуды.

4

9

10

11

12

Обращение с посудой. Мытье посуды. Техника безопасного труда. 1
Замачивание посуды.
Протирание посуды губкой. Чистка посуды.
Ополаскивание посуды. Сушка посуды.
Обращение с кухонным инвентарем Обращение с посудой. Мытье 1
посуды. Техника безопасного труда. Замачивание посуды.
Протирание посуды губкой. Чистка посуды. Ополаскивание
посуды.
Сушка посуды
Накрывание на стол. Чаепитие.
1

13

Накрывание на стол. Чаепитие.

1

14

Накрывание на стол : обед.

1

15

Накрывание на стол : обед.

1

16

Кухня. Оборудование кухни.Изучаем имеющееся оборудование
кухни ученика.

1

17

Кухня. Оборудование кухни.Изучаем имеющееся оборудование
кухни ученика.

1

18

Кухня. Оборудование кухни.Изучаем имеющееся оборудование
кухни ученика.

1

19

Правила гигиены и санитарии при приготовлении пищи.

1

20

Холодильник. Продукты. Их хранение..

1

21

Распределение продуктов в холодильнике. Молоко, масло, фарш,
яйца ит.д.

1

22

Хранение овощей.

1

Приготовление бутерброда :выбор продуктов (хлеб, колбаса,
помидор, масло), выбор кухонного инвентаря, намазывание хлеба
маслом, сборка
бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор).
Выбор инвентаря для уборки квартиры: веник, совок, пылесос,
тряпки, швабры, ведро, таз.

1

Уборка мебели. Уборка с поверхности слота остатков еды., мусора.
Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей
мебели. (наливание воды,
вытирание поверхности, выливание воды)

1

Уборка стекла и зеркальных поверхностей Соблюдение
последовательности действий при
мытье поверхностей мебели. (наливание воды, вытирание
поверхности, выливание воды)
Уборка кухни, уборка зала, уборка своей комнаты.

1

1

29

Уборка пола. Сухая и влажная. Выбор инвентаря для разных
поверхностей.
Знакомство со стиркой, стиральной машиной.

30

Знакомство с уходом за обувью, виды обуви.

1

31

Места для одежды. Распределяем одежду по местам.

1

32

Я помогаю маме! Обобщение пройденного за год (кухня)

1

33

Я помогаю маме! Обобщение пройденного за год(одежда,
обувь)
Я помогаю маме! Обобщение пройденного за год (уборка
комнаты)

1

23

24
25

26

27
28

34
Итого:

1

1

1

1
34 ч

АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
Цель:
повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных
навыков в повседневной жизни.
Основные задачи:
1. Формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
2 Укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения
вторичных заболеваний.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и
ограничений:
освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть,
стоять, передвигаться (с использованием технических средств);
освоение двигательных
навыков, последовательности
движений,
развитие
координационных способностей;
совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;
умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью,
самостоятельностью и независимостью:
умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость,
болевые ощущения.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на
велосипеде, спортивные игры.
Место предмета в учебном плане:
Срок реализации программы -1 год. Отводимое на урок время
68 часов: недельная
нагрузка 2 часа( 1 час индивидуальной работы с педагогом и 1час сам.работы)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во
часов

Кол-во часов на
с самостоятельную

учителем

работу

1

Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения. Рисование
двумя руками. Упражнения на равновесие

1

1

2

Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения. Упражнения
на равновесие. Ползание на животе вперед.
Ходьба в заданном направлении.
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения. Ползание на
животе вперед. Повороты в заданном
направлении.

1

1

1

1

3

4
5

6
7
8
9

10

11

12

13

14

15

16

Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ползание на животе назад. Ходьба в
упражнении в равновесии.
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ползание на животе назад.
Упражнения на развитие чувства ритма.

1

1

1

1

Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ползание на животе назад.
Упражнения на развитие чувства ритма.
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ползание на животе вперед- назад.
Упражнения на развитие чувства ритма.
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ходьба между предметами.
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ползание на спине вперед.
Рисование двумя руками. Прокатывание мяча
двумя руками.

1

1

1

1

1

1

1

1

Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ходьба (ползание) в прямом
направлении с учителем. Ходьба по кругу,
ходьба с остановкой по сигналу учителя, ходьба с
перешагиванием через шнуры
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ходьба (ползание) в прямом
направлении с учителем. Ходьба по кругу,
ходьба с остановкой по сигналу учителя, ходьба с
перешагиванием через шнуры
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ходьба (ползание) в прямом
направлении с учителем. Ходьба по кругу,
ходьба с остановкой по сигналу учителя, ходьба с
перешагиванием через шнуры
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ходьба (ползание) в прямом
направлении с учителем. Ходьба по кругу,
ходьба с остановкой по сигналу учителя, ходьба с
перешагиванием через шнуры
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ходьба (ползание) в прямом
направлении с учителем. Ходьба по кругу,
ходьба с остановкой по сигналу учителя, ходьба с
перешагиванием через шнуры
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ходьба (ползание) в прямом
направлении с учителем. Ходьба по кругу,
ходьба с остановкой по сигналу учителя, ходьба с
перешагиванием через шнуры
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ходьба (ползание) в прямом
направлении с учителем. Ходьба по кругу,
ходьба с остановкой по сигналу учителя, ходьба с
перешагиванием через шнуры

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения. Ходьба (ползание) в прямом
направлении с учителем. Ходьба по кругу,
ходьба с остановкой по сигналу учителя, ходьба с
перешагиванием через шнуры
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения.
Правильный захват различных по величине и
форме предметов одной и двумя руками,
удерживание мячей разных размеров.
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения.
Правильный захват различных по величине и
форме предметов одной и двумя руками,
удерживание мячей разных размеров.
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения.
Правильный захват различных по величине и
форме предметов одной и двумя руками,
удерживание мячей разных размеров.
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения.
Правильный захват различных по величине и
форме предметов одной и двумя руками,
удерживание мячей разных размеров двумя
руками. Передача мяча в руки учителя по его
просьбе. Упражнения на координацию движений
с мячом..
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения.
Правильный захват различных по величине и
форме предметов одной и двумя руками,
удерживание мячей разных размеров двумя
руками. Передача мяча в руки учителя по его
просьбе. Упражнения на координацию движений
с мячом..
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения.
Правильный захват различных по величине и
форме предметов одной и двумя руками,
удерживание мячей разных размеров двумя
руками. Передача мяча в руки учителя по его
просьбе. Упражнения на координацию движений
с мячом..
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения.
Правильный захват различных по величине и
форме предметов одной и двумя руками,
удерживание мячей разных размеров двумя
руками. Передача мяча в руки учителя по его
просьбе. Упражнения на координацию движений
с мячом..
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения.Правильный захват различных по
величине и форме предметов одной и двумя
руками, удерживание мячей разных размеров
двумя руками.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Всего

Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения.
Правильный захват различных по величине и
форме предметов одной и двумя руками,
удерживание мячей разных размеров двумя
руками. Передача мяча в руки учителя по его
просьбе. Упражнения на координацию движений
с мячом..
Дыхательные упражнения. Глазодвигательные
упражнения.
Правильный захват различных по величине и
форме предметов одной и двумя руками,
удерживание мячей разных размеров двумя
руками. Передача мяча в руки учителя по его
просьбе. Упражнения на координацию движений
с мячом..

1

1

1

1

Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения.
Перешагивание через шнур, положенный на
пол.
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения.
Перешагивание через шнур, положенный на
пол.
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения. Упражнения
на координацию движений. Ползание на
четвереньках
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения. Упражнения
в ходьбе в заданном направлении с
предметами в руках.

1

1

1

1

1

1

1

1

Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения Упражнения
в ходьбе в заданном направлении с
предметами в руках. Упражнения на
координацию движений с мячом, двумя
мячами
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения Упражнения
в ходьбе в заданном направлении с
предметами в руках. Упражнения на
координацию движений с мячом, двумя
мячами
Дыхательные упражнения.
Глазодвигательные упражнения Упражнения
в ходьбе в заданном направлении с
предметами в руках. Упражнения на
координацию движений с мячом, двумя
мячами

1

1

1

1

1

1

34

34
68

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами.
Основные задачи:
развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений
пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными
материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие
художественно-творческих способностей.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Изобразительная
деятельность".
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация,
рисование; использование различных изобразительных технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности.
Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет отводится 1 час в
неделю (34 ч/в год).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема

Кол-во часов с учителем

1

Вспоминаем лето. Ветка с вишнями.

1

2

Рисунок. Съедобные грибы

1

3
4

Лепка. Корзина с разными съедобными 1
грибами
Беседа о художниках и их картинах
1

5

Фон темный, светлый. Рисунок зайца

6

8

Краски: гуашь и акварель. Рисунок. Листок 1
дерева
Рабочее место для рисования красками 1
акварель. Рисование фона. Небо
Главные и составные цвета. Рисунок. Туча
1

9

Рисунок. Фрукты на столе

1

10

Рисование фигуры человека по шаблону

1

11

Беседа о художниках и их картинах. Лепка 1
человека
Рисунок. «Мама в новом платье»
1

7

12
13

Лепка. Снеговик. Рисунок. «Снеговики во
дворе»

1

1

14

Панорама «В лесу зимой». Работа с бумагой и
ножницами. Аппликация и рисунок

1

15

Рисунок. Петрушка

1

16

Аппликация «Хоровод»

1

17

Разные породы собак. Лепка «Собака»

1

18

Рисунок «Собака»

1

19

Разные породы кошек. Лепка «Кошка»

1

20

Рисунок «Кошка»

1

21

Аппликация «Мишка»

1

22

Дымковская игрушка. Лепим «Барыню»

1

23

Рисунок «Птичка- зарянка»

1

24

Аппликация «Скворечник на березе»

1

25

Аппликация «Ваза»

1

26

Рисунок. «Ваза»

1

27

Поговорим о цветах. Цветы в работах
известных художников

1

28

Рисунок «Подснежник»

1

29

Аппликация. «Подснежник»

1

30

Рисунок «Ваза с цветами»

1

31

Аппликация «Ваза с цветами»

1

32

Рисунок «Кактус»

1

33

Открытки к праздникам весны.

1

Рисунок «Открытка к празднику»
34
ВСЕГО:

Рисунок по описанию «В парке весной»

1
34

ПРОФИЛЬНЫЙ ТРУД
Целью трудового обучения является подготовка обучающихся и подростков с умеренной,
Тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи: развитие интереса к трудовой деятельности; формирование навыков
работы с различными инструментами и оборудованием; освоение отдельных операций и
технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд".
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах;
овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и
освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Место предмета в учебном плане
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет отводится 5
часов в неделю (170 ч/в год). 2 часа с учителем+3 часа на самостоятельное изучение)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Кол-во часов с
учителем

1

Техника безопасности на уроках труда Рабочее место,
правила ухода за ним Знакомство с видами
практических работ

1

2

Красота -это здоровье. Правила красоты. Правила
гигиены во время работы.
Уход за руками после работы.
Предметы ухода человека за собой. Полезные вещи,
помогающие человеку
сделать работу..
Территория вокруг дома. Украшение территории.

1

5

Уход за травянистыми растениями осенью. Виды работ.
Оборудование и инструменты необходимые для работы.
Уход за инвентарем после работы.

1

6

Уход за травянистыми растениями осенью. Виды работ
Оборудование и инструменты необходимые для работы.
Уход за инвентарем после работы в саду

1

7

Для чего можно использовать опавшие листья.
Аппликация с листьями

1

3

4

1

1

8
9

Виды цветников и их форма. Осенние работы
в цветнике
Способы поддержания здоровья растений. Полив
растений.

10

1
1
1

14

Виды зданий.
Назначение помещений в зданиях. Служебные
помещения. Специальные
обозначения.
Элементы строительной конструкции (стены, пол,
потолок, дверной проем,
оконный проем)
Оборудование дома
(плинтус, подоконник, оконная рама, отопительный
радиатор, дверь, штепсельная
решетка)
Правила безопасности при пользовании горячей водой.

15

Правила безопасности при пользовании газом.

1

16

Правила безопасности при пользовании
электроприборами и розетками.

1

17

Проветривание помещений.

1

18

Из чего делают мебель.

1

19

Из чего состоит пылесос.
Порядок сборки пылесоса. Правила
пользования пылесосом.
Специальные средства для очистки телефонов,
компьютеров.
Правила безопасности при уходе за бытовой
электроникой.

1

11

12

13

20

21

1

1

1

1

1

1
Поддержание порядка в жилом помещении.

22

Раздельный сбор мусора.

1

23

Инвентарь и материалы для ежедневной уборки

1

24

Правила личной гигиены и гигиены содержания
помещений.

1

25

1
Правила ухода за разными поверхностями.

26
27
28

1
Правила работы с электроприборами.
Уборщик служебных помещений. Правила уборки жилых
и служебных помещений.
Профессия дворник, уборщица..

1
1

29

30

Рабочий по комплексной уборке и содержанию
домовладений с прилегающими
территориями
Профессия «Рабочий зелёного хозяйства»

1

1

31
32

1
Приготовление почвы для рассады
Посадка семян в горшочки для рассады

1

33
34
Всего

1
Уход, рыхление, полив растения
Высаживание рассады в открытый грунт, полив
растений

1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».