внеур. деят.-6

МБОУ СОШ с. Солонцы Ульчского района Хабаровского края

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол №1
от 28.08.2025 г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УР
Протокол №1 от 27.08.2025
___________ Чернова Н.В.

______Волошина В.Г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
СОШ с. Солонцы
Ковальчук Ю. С.
От 26.08. 2025 г.

МБОУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
"Математический практикум"
6 класс

Учитель: Данкан П. К.,
учитель математики
2025- 2026 уч. год

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математический практикум»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Основная цель курса внеурочной деятельности:
▪ создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности, формирование устойчивого интереса к предмету математика
Задачи курса:
Обучающие:
• научить грамотно, применять математическую терминологию;
• совершенствовать навыки счёта;
• научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Воспитательные:
• Формировать навыки самостоятельной работы;
• Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
• Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой
деятельности;
• Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
Развивающие:
• Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
• Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
• Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей,
умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной
образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 учебного часа в
неделю.
Учебно-методический комплект
• А.В. Фарков Внеклассная работа по математике , 2007 г.
• Б.А.Кордемский, А.А.Ахадов. Удивительный мир чисел. М:Просвещение, 1986 г.
• Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2017 г.
• Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2015 г.
• М.Гарднер»Математические чудеса и тайны»,М.Наука,1982г
• Математика: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»:
http://mat.1september.ru.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и
материалов следующих интернет-ресурсов:
• https://uchi.ru
• https://yaklass.ru
• Физкультминутки на уроках математики, Т.Б.Ильина,
http://infourok.ru/fizkultminutki_na_urokah_matematiki-482727.htm,
▪ Логические задачи и головоломки- http://www.smekalka.pp.ru,
▪ Энциклопедия «Кругосвет»: магический квадрат.http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MAGICHESKI_KVADRAT.html
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
•
•
•
•

Курс направлен на формирование личностных результатов:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметными результатами изучения курса «Математический практикум» является
формирование универсальных учебных
действий (УУД).

➢
➢
➢
➢
➢

Регулятивные УУД:
Шестиклассник научится:
самостоятельно контролировать своё время и планировать управление им;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
выдвигать способы решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия;
оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия.

Шестиклассник получит возможность:
✓ определять цели, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
✓ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
✓ планировать пути достижения целей;
✓ самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
✓ принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
✓ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
✓ адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
✓ предполагать развитие будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные УУД:
Шестиклассник научится:
➢ оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
➢ осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и
действий партнёра;
➢ в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;

➢ осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
➢ работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
➢ основам коммуникативной рефлексии;
➢ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и
потребностей;
➢ отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме
громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Шестиклассник получит возможность:
✓ вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать
в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
✓ следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на
основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного
межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в
частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе
достижения общей цели совместной деятельности;
✓ устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между
членами группы для принятия эффективных совместных решений;
✓ в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам
проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢
➢

Познавательные УУД:
Шестиклассник научится:
выполнять задания творческого и поискового характера (проблемные вопросы, учебные задачи или проблемные ситуации)
проводить доказательные рассуждения;
самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера;
синтез как основа составления целого из частей, в том числе с восполнением недостающих
компонентов;
использование приёмов конкретизации, абстрагирования, варьирования, аналогии, постановки
аналитических вопросов для решения задач.
умение понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации
владеть смысловым чтением текстов различных жанров: извлечение информации в соответствии с целью чтения;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от условий;
анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации, сериации объектов;
осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;
устанавливать причинно-следственные связи;
проводить доказательные рассуждения;
проводить синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих
компонентов.

Шестиклассник получит возможность:
✓ комбинировать известные алгоритмы решения математических задач, не предполагающих
стандартное применение одного из них;
✓ исследование практических ситуаций, выдвижение предложений, понимание необходимости
их проверки на практике;
✓ использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предложений;
✓ самостоятельное выполнение творческих работ, осуществляя исследовательские и проектные действия, создание продукта исследовательской и проектной деятельности.

По окончании курса «Математический практикум» шестиклассники должны:
Знать:
❖ нестандартные методы решения различных математических задач;
❖ логические приемы, применяемые при решении задач;
❖ некоторые факты из истории развития математической науки;
❖ виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения;
Уметь:
❖ логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач, логических задач,
задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
❖ применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
❖ работать с математическими ребусами и головоломками;
❖ систематизировать данные в виде таблиц и схем при решении задач, при составлении
математических головоломок и ребусов;
❖ выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений,
доказательстве и опровержении.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Из истории математики (24 ч)
Вводный урок. Старинные истории и задачи, с ними связанные. Задачи-шутки. Сказки.
2. Подготовка к олимпиаде по математике (5 ч)
Решение простейших логических задач. Решение логических задач с помощью таблиц. Различные задачи с целыми числами. Магические квадраты.
3. Занимательные задачи (6 ч)
Задачи со спичками. Задачи на размен монет. Арифметические ребусы.
4. Круги Эйлера (3 ч)
Круги Эйлера. Решение арифметических задач.
5. Дискретные задачи (2 ч)
Задачи на переливание. Задачи на взвешивание. Задача с шахматами.
6. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин (6 ч)
Старинные русские меры длины, площади, веса, объёма. Пентамино. Паркеты. Задачи на конструирование геометрических объектов. Танграм.
7.Делимость и остатки (6 ч)
Простые и составные числа. Решето Эратосфена. Признаки делимости. Остатки. Наименьшее общее
кратное. Наибольший общий делитель. Алгоритм Евклида. Позиционные системы счисления. Непозиционные системы счисления.
8.Арифметические задачи (3 ч)
Арифметические задачи. Кроссворды: «Галерея диковинок».
9. Защита проектов. Подведение итогов(2ч)
Формы организации учебных занятий:
Беседа, игра; фронтальная и кружковая работа; подготовка презентаций; олимпиады, дискуссии; разработка проектов.
Основные виды учебной деятельности:
1. Устный счёт.
2. Проверка наблюдательности.
3. Игровая деятельность.
4. Решение текстовых задач, геометрических задач на разрезание и перекраивание.
5. Разгадывание головоломок, ребусов, математических кроссвордов, викторин.
6. Составление математических ребусов, кроссвордов.
7. Выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.
8. Работа с научно – популярной литературой

Календарно – тематическое планирование

№
п\
п

Тема урока

1 час в неделю/34 ч год
Кол-во
План.
часов
дата

1. Из истории математики (24 ч)
1

История математики
Вводная беседа.
Стартовые задания. Взвешивание
фруктов. Парусники. стр. 5 – 7.
2
История великих математиков
Вводная беседа.
Стартовые задания. Взвешивание
фруктов. Парусники. стр. 5 – 7.
3
Школьные олимпиадные задачи
Обучающие задания. Знаете ли вы?
№5-6
4
Школьные олимпиадные задачи
Обучающие задания. Найдите
ошибку.
№7-9
5
Олимпиадные задачи
Обучающие задания. Найдите
ошибку.
№ 10 -12
6
Олимпиадные задачи
Обучающие задания. Разные задачи.
№ 13 - 15
7
Олимпиада среди вас
Обучающие задания. Разные задачи.
№ 16 - 17
8
Задачи на перекладывание спичек
Обучающие задания. Разные задачи.
№ 18 - 19
9
Расшифровка ребусов
Итоговые задания. Взвешивание
фруктов. стр.38
10 Задачи на переливания
Составьте своё задание. стр. 42.

1

03.09

1

10.09

1

17.09

1

24.09

1

03.10

1

10.10

1

17.10

1

24.10

1
1

06.11
13.11

Фактическая
дата

11
12
13
14
15
16
17
18
19

20

21

22

23
24

Задачи на смекалку
Итоговые задания. Площадка для
бадминтона. стр. 39
Математическая викторина
Обмен заданиями
Математические кроссворды
Составьте своё задание. Морские
лодки. стр. 43.
Круги Эйлера
Обмен заданиями
Круги Эйлера. Решение задач
Составьте своё задание. Опрос
школьников. стр. 44.
Круги Эйлера. Решение задач
Обмен заданиями
Переливание, взвешивание
Стартовые задания. Пруд. Кубики.
стр. 45 – 46.
Задача о 8 ферзях
Обучающие задания. Знаете ли вы?
№1-4
Сопоставление
геометрических
фигур
Обучающие задания. Знаете ли вы?
№5-6
Разделение геометрических фигур
на части
Обучающие задания. Найдите
ошибку.
№7-9
Нахождение
площади фигур
Обучающие задания. Найдите
ошибку.
№ 10 -11
Задача о планировке двухкомнатной квартиры.
Математика ОГЭ 2020 под редакцией Ященко И. В.
Нахождение
объёма фигур
Обучающие задания. Разные задачи.
№ 12 - 13
Равные геометрические фигуры
Обучающие задания. Разные задачи.
Геометрические головоломки
Обучающие задания. Разные задачи.
№ 16

1

20.11

1

27.11

1

03.12

1

10.12

1

17.12

1

24.12

1

16.01

1

23.01

1

30.01

1

04.02

1

11.02

1

18.02

1

25.02

1

04.03

2. Делимость и остатки (6 ч)
25

Простые и составные числа
Обмен заданиями

Решето Эратосфена
Обмен заданиями
27 Признаки делимости. Остатки
Обмен заданиями
28 Наименьшее общее кратное.
26

29
30

Наибольший общий делитель
Алгоритм Евклида
Позиционные системы счисления.
Непозиционные системы счисления.

1

11.03

1

18.03

1

25.03

1

08.04

1
1

15.04
22.04

3.Арифметические задачи (3 ч)
31 Арифметические задачи

1

29.04

Итоговые задания. Круиз по Волге.
стр.70
32 Арифметические задачи

1

06.05

Составьте своё задание. Путешествие на теплоходе. стр. 76.
33 Кроссворды: «Галерея диковинок»
1
13.05
Составьте своё задание
4. Защита проектов. Подведение итогов(1ч)
34 Защита проектов Подведение итогов.

1

20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».