Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 7 класса составлена на основе: - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II); - Учебного плана МБОУ СОШ с. Солонцы на 2023-2024 учебный год; - Положения о программе учебных предметов, коррекционных курсов МБОУ СОШ с. Солонцы. Главная цель – формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Задачи изучения предмета «Математические представления»: 1. умение различать и сравнивать предметы по форме, величине; количественные, пространственные, временные представления; 2. сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность; 3. умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости; 4. умение различать, сравнивать и преобразовывать множества один много; 5. умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий. 2. Общая характеристика учебного предмета. Специфика обучения заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Структура и содержание программы построена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается несколько лет, создает условие для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения и углубления пройденного и отработка необходимых умений. Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения: - наглядные; - словесные; - практические. Формы организации учебной деятельности: - групповые; - коллективные; - индивидуальные. Используемые средства обучения: - вербальные; - визуальные; - технические. 3. Описание места учебного предмета. Программа рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю) 4. Личностные и предметные результаты. Личностные результаты. № Критерии Основы персональной идентичности, 1 осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я» 2 Социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности. 3 4 5 6 7 8 Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей Формирование уважительного отношения к окружающим Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире. Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Индикаторы Идентифицирует по внешним признакам пол человека Стремится (проявляет активность, радость) к общению и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками Умение обратиться к взрослому за помощью и сформулировать просьбу Обращается уважительно к взрослым (интонация, называет по имени и отчеству) и к сверстникам в школе Умение выстраивать добропорядочные отношения в классе (группе) Проявляет стойкий интерес к выполнению отдельных познавательных заданий Умение выразить свои чувства (благодарность, сочувствие, намерение, просьбу и т.д.) Дисциплина Трудолюбие Предметные результаты. Знать Уметь Возможные результаты - математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»; - плоские геометрические фигуры - объемные геометрические фигуры - прямой и обратный порядковый счет в пределах 20 - последовательность частей суток, дней недели, месяцев - счет в прямом и обратном порядке - меры стоимости - меру массы (килограмм, грамм) - меры времени - меры длины - меры емкости - различать и сравнивать предметы по форме, величине - различать, сравнивать множества - определять дни недели, части суток, времена года, соотносить действие с временными промежутками - ориентироваться на плоскости и в пространстве - определять порядок следования - различать геометрические фигуры и строить их с помощью линейки - строить отрезки, линии определенной длины, сравнивать их - соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой - прописывать цифры от 0 до 20 - выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 - решать простые арифметические задачи - уметь уменьшать и увеличивать число на несколько единиц 5. Содержание учебного предмета. № Количество Название раздела Содержание раздела п/п часов 1 38 часов Количественные Написание цифр от 0 до 20. Сравнение представления множеств. Представление о числовой последовательности. Соотнесение числа, цифры и количества предметов в пределах 20. Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20. Уменьшать и увеличивать число на несколько единиц. 2 18 часов Представления о Различение плоских и объемных форме геометрических фигур. Соотнесение геометрических фигур и форм. Соотнесение предмета с геометрической фигурой. Различение прямых, кривых, ломаных линий. Построение прямых, ломаных линий. Построение и сравнение отрезков. Построение луча, угла. Измерение линейкой сторон плоских фигур. Построение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) с помощью линейки. Составление композиций из фигур. 3 20 часов Представления о Различение предметов по величине величине (тяжелый-легкий, длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий, глубокиймелкий, толстый-тонкий) 4 12 часов Пространственные Пространственные представления (вверхупредставления внизу, справа-слева, за, перед, после, на, над, под, внутри-снаружи, в, рядом, около). Ориентировка на листе бумаги (по центру, с боку, верхний (нижний) левый (правый) угол). Определение порядка следования (первый, последний, крайний, после, следом, следующий за). 5 14 часов Временные Составление последовательности событий. представления Соотнесение времени с началом и концом деятельности. Времена года, различение их по месяцам, последовательность месяцев. Дни недели. Последовательность дней недели. Временные представления (быстромедленно, давно-недавно). Измерение времени в часах и минутах. Итого 102 часа 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. № Название раздела Основные виды учебной деятельности п/п 1 Количественные Слушание объяснений учителя, выполнение заданий представления по разграничению понятий, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа с учебником, решение текстовых количественных и качественных задач, измерение величин 2 Представления о форме Слушание объяснений учителя, выполнение заданий по разграничению понятий, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа с учебником, решение текстовых количественных и качественных задач, измерение величин 3 Представления о величине Слушание объяснений учителя, выполнение заданий по разграничению понятий, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа с учебником, решение текстовых количественных и качественных задач, измерение величин 4 Пространственные Слушание объяснений учителя, выполнение заданий представления по разграничению понятий, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа с учебником, решение текстовых количественных и качественных задач, измерение величин 5 Временные представления Слушание объяснений учителя, выполнение заданий по разграничению понятий, наблюдение за демонстрациями учителя, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа с учебником, решение текстовых количественных и качественных задач, измерение величин 7. Календарно-тематическое планирование. № урока Тема урока № в п/п разделе Раздел. Количественные представления. 1 1-2 Числа 0-10. 2 3-4 Числовой ряд от 0-10, от 10-0. 3 5 Состав числа 1-5. 4 6 Состав числа 5-10. 5 7 Сравнение чисел. 6 8 Примеры в пределах первого десятка. 7 9-10 Задачи на сложение в пределах первого десятка. 8 11-12 Задачи на вычитание в пределах первого десятка. Раздел. Пространственные представления. 9 1 Пространственные представления: вверху-внизу, выше-ниже, верхний-нижний. 10 2 Ориентировка в пространстве: на, над, под. 11 3 Ориентировка в пространстве: внутри-снаружи, в, рядом, около. 12 4 Ориентировка в пространстве: далеко-близко, дальшеближе, к, от. 13 5 Определение порядка следования: впереди-сзади, перед, за. 14 6 Определение порядка следования: первый, последний, крайний, после, следом, следующий за. Раздел. Временные представления 15 1 Месяцы. Времена года. 16 2 Дни недели. 17 3 Временные представления: сегодня, завтра, вчера. 18 4 Временные представления: завтра – послезавтра, вчера – позавчера, на следующий день. 19 5 Понятия: быстро – медленно, давно-недавно. 20 6 Меры времени – час, минута, секунда. 21 7 Циферблат. 22 8 Измерение времени. Раздел. Количественные представления. 23 1 Числа 11-15. 24 2 Числовой ряд в пределах 15. 25 3 Сравнение чисел. 26 4-5 Увеличение числа на 1-2 единицы. 27 6-7 Уменьшение числа на 1-2 единицы. 28 8-9 Задачи в пределах числа 15. Раздел. Представления о форме. 29 1-3 Плоские геометрические фигуры. 30 4-5 Объемные геометрические фигуры. 31 6 Обобщающий урок по теме: «Геометрические фигуры». Раздел. Представления о величине. 32 1 Понятия: длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий. Дата 33 2 Понятия: одинаковые, равные по величине. 34 3 Мера длины – сантиметр. 35 4-5 Построение отрезков. 36 6-7 Сравнение отрезков по длине. 37 8-9 Меры стоимости. 38 10 Монеты 1, 2, 5, 10 рублей. 39 11 Мера массы – килограмм. 40 12 Мера массы – грамм. 41 13 Мера емкости – литр. 42 14 Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. Раздел. Количественные представления. 43 1-2 Числа 15-20. 44 3-4 Числовой ряд от 0-20, 20-0. 45 5-6 Сравнение чисел. 46 7-8 Увеличение числа на 1-2 единицы. 47 9-10 Уменьшение числа на 1-2 единицы. 48 11-12 Задачи в пределах числа 20. Раздел. Представления о величине. 49 1 Понятия: тяжелый – легкий. 50 2 Понятия: толстый-тонкий. 51 3 Понятия: глубокий –мелкий. 52 4 Понятия: много-мало, несколько, ни одного. Раздел. Представление о форме. 53 1-2 Точка. Отрезок. Виды линий. 54 3-4 Луч. 55 5-6 Мера длины – сантиметр. 56 7-8 Построение отрезков. 57 9-10 Сравнение отрезков. 58 11-12 Угол. 59 13-14 Построение геометрических фигур. 60 15-16 Составление композиций из фигур. Раздел. Количественные представления. 61 1 Примеры на сложение. 62 2-3 Увеличение числа на несколько единиц. 63 4-5 Сложение без перехода через десяток. 64 6-7 Сложение двузначного числа с однозначным числом. 65 8-9 Примеры на вычитание. 66 10-11 Уменьшение числа на несколько единиц. 67 12-13 Вычитание без перехода через десяток. 68 14-15 Вычитание однозначного числа из двузначного числа. 8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Учебники Методические и учебные Дидактический материал Электронные пособия пособия Маллер А. Р., Цикото Г. В. Презентации по темам Куров В.Н. Волшебные Воспитание и обучение фигуры. Геометрия для детей с тяжѐлой Федеральный портал ДО. интеллектуальной "Российское образование" недостаточностью: Учеб. http://www.edu.ru Жукова О.С. Тесты для Пособие для студентов проверки математической высших педагогических Учительский портал подготовки и учебных заведений. – М.: http://www.uchportal.ru пространственного Издательский центр мышления – М.: 2011. «Академия», 2003. Федеральный центр Гаврина С.Е. информационноЗабрамная С. Д., Исаева Т. Пространство вокруг нас – образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Н. Изучаем обучая. Ярославль, 2005. Рекомендации по изучению Годовой курс подготовки Портал «Мой университет»/ детей с тяжелой к школе. Н. М. Липская и Факультет коррекционной умственной отсталостью. др. – Москва, 2016 в 3 педагогики http://moi-sat.ru — М.: Институт частях. общегуманитарных Фестиваль педагогических идей исследований, В. Секачев, Алышева Т.В. "Открытый урок» Математика. Рабочая http://festival.1september 2002. тетрадь в 2-х частях. Москва, 2019 Другое различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); - пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и частей); - пазлы вкладыши; - мозаики; - игрушки разных размеров; - шнуровки; - пирамидки разные по величине, высоте; - пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; - карточки с изображением картинок (по формированию пространственных представлений); - цветные карандаши; - листы бумаги; - рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, наклеивания и другой материал.