Мат. представления (pdf.io)

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Математические представления» для 7 класса
составлена на основе:
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (вариант II);
- Учебного плана МБОУ СОШ с. Солонцы на 2023-2024 учебный год;
- Положения о программе учебных предметов, коррекционных курсов МБОУ
СОШ с. Солонцы.
Главная цель – формирование элементарных математических представлений и
умения применять их в повседневной жизни.
Задачи изучения предмета «Математические представления»:
1.
умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;
количественные, пространственные, временные представления;
2.
сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами,
составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность;
3.
умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
4.
умение различать, сравнивать и преобразовывать множества один много;
5.
умение различать части суток, соотносить действие с временными
промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Специфика обучения заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными
предметами. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения
программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в
окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных
отношениях, решении повседневных задач.
Структура и содержание программы построена с учетом особенностей
познавательной деятельности обучающихся. Концентрическое расположение материала,
когда одна и та же тема изучается несколько лет, создает условие для постепенного
наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения и углубления
пройденного и отработка необходимых умений.
Для достижения поставленных задач, используются следующие методы обучения:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Формы организации учебной деятельности:
- групповые;
- коллективные;
- индивидуальные.
Используемые средства обучения:
- вербальные;
- визуальные;
- технические.
3. Описание места учебного предмета.
Программа рассчитана на 102 часов в год (3 часа в неделю)

4. Личностные и предметные
результаты. Личностные результаты.
№
Критерии
Основы
персональной
идентичности,
1
осознание принадлежности к определенному
полу, осознания себя как «Я»
2
Социально-эмоционального участия в
процессе общения и совместной
деятельности.
3

4

5
6

7

8

Формирование социально-ориентированного
взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии
природной и социальной частей
Формирование уважительного отношения к
окружающим
Овладение начальными навыками адаптации
в динамично – изменяющемся и
развивающемся мире.
Освоение доступных социальных ролей
(обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя), развитие мотивов учебной
деятельности и формирования личностного
смысла учения
Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах и
общепринятых правилах
Формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств

Индикаторы
Идентифицирует по внешним
признакам пол человека
Стремится (проявляет активность,
радость) к общению и совместной
деятельности с взрослыми и
сверстниками
Умение обратиться к взрослому за
помощью и сформулировать
просьбу
Обращается уважительно к
взрослым (интонация, называет по
имени и отчеству) и к сверстникам
в школе
Умение выстраивать
добропорядочные отношения в
классе (группе)
Проявляет стойкий интерес к
выполнению отдельных
познавательных заданий
Умение выразить свои чувства
(благодарность, сочувствие,
намерение, просьбу и т.д.)
Дисциплина
Трудолюбие

Предметные результаты.
Знать

Уметь

Возможные результаты
- математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
- плоские геометрические фигуры
- объемные геометрические фигуры
- прямой и обратный порядковый счет в пределах 20
- последовательность частей суток, дней недели, месяцев
- счет в прямом и обратном порядке
- меры стоимости
- меру массы (килограмм, грамм)
- меры времени
- меры длины
- меры емкости
- различать и сравнивать предметы по форме, величине
- различать, сравнивать множества

- определять дни недели, части суток, времена года, соотносить действие с
временными промежутками
- ориентироваться на плоскости и в пространстве
- определять порядок следования
- различать геометрические фигуры и строить их с помощью линейки
- строить отрезки, линии определенной длины, сравнивать их
- соотносить число с соответствующим количеством предметов,
обозначать его цифрой
- прописывать цифры от 0 до 20
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20
- решать простые арифметические задачи
- уметь уменьшать и увеличивать число на несколько единиц

5. Содержание учебного предмета.
№
Количество
Название раздела
Содержание раздела
п/п
часов
1
38 часов
Количественные
Написание цифр от 0 до 20. Сравнение
представления
множеств. Представление о числовой
последовательности. Соотнесение числа,
цифры и количества предметов в пределах
20. Решение примеров и задач на сложение
и вычитание в пределах 20. Уменьшать и
увеличивать число на несколько единиц.
2
18 часов
Представления о
Различение плоских и объемных
форме
геометрических фигур. Соотнесение
геометрических фигур и форм. Соотнесение
предмета с геометрической фигурой.
Различение прямых, кривых, ломаных
линий. Построение прямых, ломаных
линий. Построение и сравнение отрезков.
Построение луча, угла. Измерение линейкой
сторон плоских фигур. Построение
геометрических фигур (квадрат,
прямоугольник, треугольник) с помощью
линейки. Составление композиций из
фигур.
3
20 часов
Представления о
Различение предметов по величине
величине
(тяжелый-легкий, длинный-короткий,
высокий-низкий, широкий-узкий, глубокиймелкий, толстый-тонкий)
4
12 часов
Пространственные Пространственные представления (вверхупредставления
внизу, справа-слева, за, перед, после, на,
над, под, внутри-снаружи, в, рядом, около).
Ориентировка на листе бумаги (по центру, с
боку, верхний (нижний) левый (правый)
угол). Определение порядка следования
(первый, последний, крайний, после,
следом, следующий за).
5
14 часов
Временные
Составление последовательности событий.
представления
Соотнесение времени с началом и концом
деятельности. Времена года, различение их
по месяцам, последовательность месяцев.
Дни недели. Последовательность дней
недели. Временные представления (быстромедленно, давно-недавно). Измерение
времени в часах и минутах.
Итого
102 часа

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности.
№
Название раздела
Основные виды учебной деятельности
п/п
1
Количественные
Слушание объяснений учителя, выполнение заданий
представления
по разграничению понятий, наблюдение за
демонстрациями учителя, работа с раздаточным
материалом, самостоятельная работа с учебником,
решение текстовых количественных и качественных
задач, измерение величин
2
Представления о форме
Слушание объяснений учителя, выполнение заданий
по разграничению понятий, наблюдение за
демонстрациями учителя, работа с раздаточным
материалом, самостоятельная работа с учебником,
решение текстовых количественных и качественных
задач, измерение величин
3
Представления о величине Слушание объяснений учителя, выполнение заданий
по разграничению понятий, наблюдение за
демонстрациями учителя, работа с раздаточным
материалом, самостоятельная работа с учебником,
решение текстовых количественных и качественных
задач, измерение величин
4
Пространственные
Слушание объяснений учителя, выполнение заданий
представления
по разграничению понятий, наблюдение за
демонстрациями учителя, работа с раздаточным
материалом, самостоятельная работа с учебником,
решение текстовых количественных и качественных
задач, измерение величин
5
Временные представления Слушание объяснений учителя, выполнение заданий
по разграничению понятий, наблюдение за
демонстрациями учителя, работа с раздаточным
материалом, самостоятельная работа с учебником,
решение текстовых количественных и качественных
задач, измерение величин

7. Календарно-тематическое планирование.
№ урока
Тема урока
№
в
п/п
разделе
Раздел. Количественные представления.
1
1-2
Числа 0-10.
2
3-4
Числовой ряд от 0-10, от 10-0.
3
5
Состав числа 1-5.
4
6
Состав числа 5-10.
5
7
Сравнение чисел.
6
8
Примеры в пределах первого десятка.
7
9-10
Задачи на сложение в пределах первого десятка.
8
11-12 Задачи на вычитание в пределах первого десятка.
Раздел. Пространственные представления.
9
1
Пространственные представления: вверху-внизу,
выше-ниже, верхний-нижний.
10
2
Ориентировка в пространстве: на, над, под.
11
3
Ориентировка в пространстве: внутри-снаружи, в,
рядом, около.
12
4
Ориентировка в пространстве: далеко-близко, дальшеближе, к, от.
13
5
Определение порядка следования: впереди-сзади,
перед, за.
14
6
Определение порядка следования: первый, последний,
крайний, после, следом, следующий за.
Раздел. Временные представления
15
1
Месяцы. Времена года.
16
2
Дни недели.
17
3
Временные представления: сегодня, завтра, вчера.
18
4
Временные представления: завтра – послезавтра, вчера
– позавчера, на следующий день.
19
5
Понятия: быстро – медленно, давно-недавно.
20
6
Меры времени – час, минута, секунда.
21
7
Циферблат.
22
8
Измерение времени.
Раздел. Количественные представления.
23
1
Числа 11-15.
24
2
Числовой ряд в пределах 15.
25
3
Сравнение чисел.
26
4-5
Увеличение числа на 1-2 единицы.
27
6-7
Уменьшение числа на 1-2 единицы.
28
8-9
Задачи в пределах числа 15.
Раздел. Представления о форме.
29
1-3
Плоские геометрические фигуры.
30
4-5
Объемные геометрические фигуры.
31
6
Обобщающий урок по теме: «Геометрические фигуры».
Раздел. Представления о величине.
32
1
Понятия: длинный-короткий, высокий-низкий,
широкий-узкий.

Дата

33
2
Понятия: одинаковые, равные по величине.
34
3
Мера длины – сантиметр.
35
4-5
Построение отрезков.
36
6-7
Сравнение отрезков по длине.
37
8-9
Меры стоимости.
38
10
Монеты 1, 2, 5, 10 рублей.
39
11
Мера массы – килограмм.
40
12
Мера массы – грамм.
41
13
Мера емкости – литр.
42
14
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.
Раздел. Количественные представления.
43
1-2
Числа 15-20.
44
3-4
Числовой ряд от 0-20, 20-0.
45
5-6
Сравнение чисел.
46
7-8
Увеличение числа на 1-2 единицы.
47
9-10
Уменьшение числа на 1-2 единицы.
48
11-12 Задачи в пределах числа 20.
Раздел. Представления о величине.
49
1
Понятия: тяжелый – легкий.
50
2
Понятия: толстый-тонкий.
51
3
Понятия: глубокий –мелкий.
52
4
Понятия: много-мало, несколько, ни одного.
Раздел. Представление о форме.
53
1-2
Точка. Отрезок. Виды линий.
54
3-4
Луч.
55
5-6
Мера длины – сантиметр.
56
7-8
Построение отрезков.
57
9-10
Сравнение отрезков.
58
11-12 Угол.
59
13-14 Построение геометрических фигур.
60
15-16 Составление композиций из фигур.
Раздел. Количественные представления.
61
1
Примеры на сложение.
62
2-3
Увеличение числа на несколько единиц.
63
4-5
Сложение без перехода через десяток.
64
6-7
Сложение двузначного числа с однозначным числом.
65
8-9
Примеры на вычитание.
66
10-11 Уменьшение числа на несколько единиц.
67
12-13 Вычитание без перехода через десяток.
68
14-15 Вычитание однозначного числа из двузначного числа.

8. Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебники
Методические и учебные
Дидактический материал
Электронные пособия
пособия
Маллер А. Р., Цикото Г. В.
Презентации по темам
Куров В.Н. Волшебные
Воспитание и обучение
фигуры. Геометрия для
детей с тяжѐлой
Федеральный портал
ДО.
интеллектуальной
"Российское образование"
недостаточностью: Учеб.
http://www.edu.ru
Жукова О.С. Тесты для
Пособие для студентов
проверки математической
высших педагогических
Учительский портал
подготовки и
учебных заведений. – М.:
http://www.uchportal.ru
пространственного
Издательский центр
мышления – М.: 2011.
«Академия», 2003.
Федеральный центр
Гаврина С.Е.
информационноЗабрамная С. Д., Исаева Т. Пространство вокруг нас – образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
Н.
Изучаем
обучая. Ярославль, 2005.
Рекомендации по изучению
Годовой курс подготовки Портал «Мой университет»/
детей
с
тяжелой
к школе. Н. М. Липская и Факультет коррекционной
умственной отсталостью. др. – Москва, 2016 в 3
педагогики http://moi-sat.ru
—
М.:
Институт частях.
общегуманитарных
Фестиваль педагогических идей
исследований, В. Секачев, Алышева Т.В.
"Открытый урок»
Математика. Рабочая
http://festival.1september
2002.
тетрадь в 2-х частях.
Москва, 2019

Другое
различные по форме,
величине, цвету наборы
материала (в т.ч.
природного);
- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х, 5-и
частей);
- пазлы вкладыши;
- мозаики;
- игрушки разных размеров;
- шнуровки;
- пирамидки разные по
величине, высоте;
- пиктограммы с
изображениями занятий,
режимных моментов и др.
событий;
- карточки с изображением
картинок (по
формированию
пространственных
представлений);
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
- рабочие тетради с
различными
геометрическими
фигурами, наклеивания и
другой материал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».