Пояснительная записка. Окружающий природный мир является начальным звеном формирования простейших знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, взаимодействовать с окружающим миром. Основная цель предмета заключается в формировании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. предмет решает следующие коррекционно–образовательные и воспитательные задачи: • на основе простейших наблюдений, действий расширяет представления о взаимосвязи с природы. •формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе. Возможные (ожидаемые предметные результаты) - Называет погодные явления (дождь, снег, мороз, солнце) - Различает и называет овощи (помидор, огурец, картофель) - Называет по картинке диких животных (медведь, заяц, лиса,) - Показывает и называет фрукты (апельсин, яблоко, груша, банан) -Называть и показывать части цверка (корень, стебель,листья,цветок) Содержание образования Основная задача специальной индивидуальной программы развития заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья путем согласования требований федерального государственного стандарта, примерных основных образовательных программ, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Для детей с умственной отсталостью содержание индивидуальной образовательной программы планируется с учетом примерной АООП. СИПР проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что закреплено в нормативных правовых документах в сфере образования. Родители ознакомлены с содержанием СИПР, принимали посильное участие в её разработке и согласны с определением ожидаемых (возможных) от обучающегося результатов его обучения. Целью образовательного процесса является развитие эмоционального, познавательного и социально-адаптивного поведения учащегося с умеренным недоразвитием интеллекта информирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способности к посильным видам и навыкам, рекомендованным для данной категории детей. Содержание всех учебных предметов и коррекционных курсов максимально индивидуализируется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых образовательных потребностей ребенка для обеспечения комплексной коррекции нарушений его развития и социальной адаптации. Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии обучающегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении, а также воспитания положительных личностных качеств, положительной мотивации к обучению. Коррекционные задачи направлены, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с ОВЗ, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у обучающегося вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Образовательные задачи направлены на обучение ребёнка способам усвоения общественного опыта, развитие познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой) деятельности. Важной задачей образовательного блока является обучение математическим представлениям, развитию речи и альтернативным коммуникациям, формированию представлений о себе как «я», значимой и равноправной личности для окружающих, на познание жизнедеятельности человека в окружающем природном и социальном мире. Формы организации учебного процесса: Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметнопрактической деятельности. Для эффективного усвоения программного материала обучающегося используется сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активные формы работы, доступные для него современные образовательные технологии. Технологии обучения: игровые; здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные; личностно-ориентированные; деятельностное обучение; обучение в сотрудничестве. Виды деятельности обучающегося на уроке, занятии: выполнение упражнений по подражанию (собери разрезанную картинку, выполнение упражнений по артикуляции и т.п.) выполнение упражнений по инструкции: двигательные, ритмические, графические и т.п. аудиально-визуальные (слушание, показ); игры-имитации, жестово-образные игры, сюжетно-ролевые игры; предметно-практическая деятельность: конструирование, лепка, собирание мозаики, пирамидок, аппликация, разрыв и т.п.; обводка, письмо силуэтов цифр, элементов букв. Основные цели и задачи коррекционного обучения: 1. Основными задачами обучения учащегося с ОВЗ, является развитие всех психических процессов и познавательной деятельности, а также коррекция их недостатков: по развитию внимания: - учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности; - развивать наблюдательность; - учить ориентироваться в незнакомом материале; - распределять внимание (слушать ,писать, рисовать и т.д.); - формировать быстрое переключение с одного вида занятий на другой; - развивать интеллектуальную активность; - развивать устойчивое внимание; - учить умению самостоятельно концентрировать внимание и др.; по развитию восприятия: - формировать восприятия величины объектов; - формировать восприятия формы объектов; - формировать восприятия цветов, цветовых оттенков; -формировать восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений); - развитие слухового восприятия; -восприятие времени; -восприятие пространства; - формировать временные представления; - уточнять сведения об окружающем мире и др.. по развитию памяти: - развивать двигательную память; - развивать зрительную память - развивать эмоциональную память; - развивать образную память; - развивать словесно-логическую память; - развивать смысловую память – механическую. по развитию мышления: - выделять отдельные свойства предметов; - выделять признаки предметов; - учить сравнивать похожие, непохожие объекты; - учить устанавливать общие признаки объекта; - учить выделять главное; - учить устанавливать причинно- следственные зависимости и др. по формированию пространственных отношений: - формировать понятия лево – право, верх-низ; - формировать пространственные отношения на плоскости (центр, верхний левый, правый, нижний левый, правый); - формировать способность удерживать инструкцию, навык самоконтроля; - научить ориентироваться в пространстве; - формировать понятия (около, над, под, за, перед) и др. по развитию речи: - развивать артикуляционную моторику и формировать правильное звукопроизношение; - развивать фонематические процессы; - совершенствовать грамматический строй речи; - активизировать речь; - пополнять запас активного и пассивного словаря; - формировать связную речь; - развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития, обучающегося и др. 2. Развитие творческих умений и чувств на основе доступных видов деятельности. 3. Формирование представлений о себе как «Я», значимой и равноправной личности для окружающих. 4. Формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социальной среде. 5. Формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; 6. Бытовая ориентация и социальная адаптация. Решение поставленных задач происходит, как на групповых занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана. Методы и приемы обучения В рамках реализации программы предполагается использовать различные методы и приемы: объяснение, метод наглядности, игровая форма, рассказ, наблюдение, самостоятельная деятельность по подражанию и т.п. На занятиях применяются современные средства обучения: компьютер и интернет. Базовые учебные действия Программа формирования базовых учебных действий у обучающегося с умеренной, умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи: подготовка ребенка к эмоциональному взаимодействию с группой обучающихся; подготовка ребенка к коммуникативномувзаимодействию с группой обучающихся; умение выполнять инструкции педагога («возьми») использование по назначению учебных материалов; Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; Развитие навыков взаимодействия со взрослыми; Осознание себя учеником; Овладение социально-бытовыми навыками, используемые в повседневной жизни; Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия Личностные результаты Личностные результаты освоения АООП включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: мотивация к общению с педагогами, знакомыми людьми владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни осознание себя учеником развитие навыков взаимодействия с взрослыми социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности умение понимать и выражать свои чувства Личностные результаты желание выполнять с педагогами предметные и игровые действия заключаются в сформированности познавательных интересов и мотивов, знании основных принципов и правил отношения к живой природе, реализация установок здорового образа жизни. Затруднения в освоении отдельных предметов не рассматриваются как показатель неуспешности обучения и развития ребенка в целом. Предметные результаты Оценка выявленных предметных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий. В разделе «Средства мониторинга и оценки динамики обучения» по каждому предмету разработаны и представлены мониторинги с оценкой получения ребёнком нового знания и его применения. В случае затруднений в оценке, в связи с отсутствием видимых изменений, следует оценивать его эмоциональное состояние и другие возможные личностные результаты Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности «Окружающий природный мир» 7 класс общее число часов 68 часов № урока Тема, раздел Временные представления 12 часов 1 Различение частей суток. Кол-во часов Основные виды учебной деятельности 1 Выбирать иллюстрацию и с показывать изображением 2 Представление о сутках. 3 Соотнесение частей суток с 1 видами деятельности. Определение частей суток по 1 расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о 1 последовательности 7 дней. 4 5 1 6 Соотнесение дней определенными деятельности. 7 Соотнесение временами года. 8 Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Узнавание явлений природы. 1 Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. 1 Соотнесение явлений природы с временем года 1 9 10 11 12 недели с 1 видами месяцев с 1 1 1 Объекты природы 16 13 Узнавание Солнца. 1 14 Узнавание Луны. 1 15 Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Знание значения воздуха в 1 16 1 частей суток(утро, день, вечер, ночь) Выбирать иллюстрации с изображением частей суток. Повторение:Перечислить виды деятельности по картинкам Рассматривать иллюстрации и определять расположение солнца, называть время суток и дни недели Рассматривать и выбирать иллюстрации с названиями дней недели Различение выходных и рабочих дней. Повторние:Выбирать иллюстрации дней недели , соотносить с видами деятельности. Определять и различать наглядно виды календаря Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др Повторение:Подбирать иллюстрации разного времени года, называть времена года Рассматривать и подбирать карточки с явлением природы дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Повторение:Находить на иллюстрации известных животных в разное время года Повторение;Наблюдать за растениями в разное время года (изготовить поделку из природного материала) Наблюдать за погодой текущего дня. Нарисовать рисунок. Рассказ о погоде текущего дня. Узнавать и находить на иллюстрации солнце. Рассматривать и подбирать карточки. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Нарисовать рисунок луны, подбирать карточки с изображением луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Повторение:Рассматривать иллюстрации небесных тел, находить и называть знакомые объекты. Практическое задание «Дыхание и 17 природе и жизни человека. Различение земли, неба.. 1 18 Земная поверхность 1 19 Узнавание леса. Знание значения 1 леса в природе и жизни человека. Различение растений 1 (животных) леса. 20 21 22 Узнавание луга. Узнавание 1 луговых цветов.. Узнавание некоторых полезных 1 ископаемых 23 Узнавание воды. 1 24 Узнавание реки 1 25 Узнавание водоема. 1 26 Узнавание огня. 1 27-28 Знание значения огня в жизни 2 человека. Соблюдение правил обращения с огнем. Животный мир 22часа 29-30 Знание строения животного 2 воздух» Практическая игра «Небо-земля» Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе Рассматривать иллюстрации горы, оврага, равнины. Отобрать иллюстрации форм земной поверхности Игра «Лото», находить на карточках и называть сушу, лес, водоём. Рассматривать и находить на иллюстрации известных животных. Проговорить правила поведения в лесу. Узнавать по сюжетным картинам луговые цветы. Выполнение практического задания. Узнавать полезные ископаемые по коллекции(например: уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Выполнение лабораторной работы Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека Находить на карточках реки, ручьи. Повторить правила безопасности на реке. . Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавать по сюжетным картинам водоёмы. Повторить правила безопасности на водных объектах. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Находить на карточках полезные и отрицательные свойства огня Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Повторить правила безопасности с огнём. Находить на иллюстрации животных. Показывать и различать строение животных 31-32 Знание основных животного. 33-34 Установление связи строения 2 тела животного с его образом жизни. 2 Знание домашних животных 35-36 37 38 признаков 2 Питание и передвижение домашних животных Объединение животных в группу «домашние животные 39 1 1 1 Детёныши домашних животных 40 . Дикие животные их питание 1 41 Знание способов передвижения диких животных 1 42 Детёныши диких животных 1 домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши Повторение:Показать животное на картине и рассказать о признаках(окрас, длинные уши, пушистый хвост и т.д) Повторение:Показать и рассказать о животном по иллюстрации. Игра «Лото». Узнать и показать животное, правильно определить карточку. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака Викторина «Как двигается и что кушает твой питомец?» Выбрать карточки с домашними животными. Рассказать как ухаживать за животными. ». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Рассматривать и находить на иллюстрации детёнышей домашних животных Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Определять и различать по карточкам диких животных. Викторина «Кто, что кушает?» Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных Называть и определять по карточкам диких животных. . Объединять диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Рассматривать и находить на иллюстрации детёнышей диких животных Узнавание (различение) 43 Знание строения птицы 1 44 Домашняя птица 1 45 Объединение домашних птиц в 1 группу «домашние птицы».. 46 Детёныши домашней птицы 1 47 Знание строения рыбы 1 48 Знание строения насекомого. 1 49 Знание питания насекомых. 1 50 Знание способов передвижения насекомых. 1 Растительный мир 18 51-52 Узнавание (различение) растений 2 53 Знание значения частей 1 детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок Показывать и различать на картине строение птицы. , питания птиц. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Показать на карточках домашних птиц Узнавать (различать) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). особенности внешнего вида птиц Называть и определять по карточкам группу «домашние птицы» Повторение:Рассматривать и находить на иллюстрации детенышей домашних птиц Повторение: Находить и называть части строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры).. Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Повторение:Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Находить и называть части строения насекомого. ПовторениеПоказывать и различать насекомых Викторина «Кто, что кушает?» Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Игра «Угадайка» ответы на вопросы о значении данных насекомых в жизни человека, в природе. Находить и показывать по карточкам растения и его части(дерево, куст, трава).. Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок Игра «Почему и для растения.. 54 Знание строения дерева 1 55 56 лиственные и хвойные деревья Узнавание (различение) фруктов 1 1 57-58 Узнавание (различение) овощей 2 59 Различение съедобных несъедобных частей овоща. 60 Узнавание (различение) ягод 1 61-62 Различение лесных и садовых ягод. Способы переработки 2 63 Узнавание (различение) грибов 1 64 Знание строения гриба (ножка, шляпка) 1 и 1 чего?»Нарисовать отгадки к загадкам о растениях. значение растений в природе и жизни человека Показывать строение дерева(ствол, корень, ветки, листья). и его плоды. Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Повторение: Игра «Фрукты» (подбирать правильные карточки)Прослушать фрагмент сказки Дж. Раддари «Чипполино» Повторить названия (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Игра «Овощи» Нарисовать овощи, слепить понравившиеся овощи лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Игра «Съедобное – не съедобное». Называть по внешнему виду овощи для борща. Знание значения овощей в жизни человека. Называть способы переработки овощей. Выполнять практическую работу по карточкам. (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху Различать ягоды по форме, цвету, внешнему виду. Рассматривать и различать лесные ягоды на карточках. Игра «Логическая цепочка» Рассматривать иллюстрации грибов. (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) Практическая работа с пластилином «Грибная полянка» с называнием вида изготовленного гриба. Игра «Съедобноене съедобное».Игра с карточками на 65-66 Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений 2 67 Узнавание (различение) дикорастущих цветочнодекоративных растений 1 68 Строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). 1 построении гриба из частей. Игра «Собери букет».Нахождение называемого растения на картинке(астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Выполнить практическое задание (работа по карточке) Различать цветы по форме, цвету, внешнему виду. (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш) Назвать и показать строение цветка. Нарисовать цветок по частям Итого 68 часов Мониторинг Окружающий природный мир УН I полугодие Называет погодные явления (дождь, снег, мороз, солнце) Различает и картофель) Называет лиса,) называет овощи (помидор, огурец, по картинке диких животных (медведь, заяц, Показывает и называет фрукты (апельсин, яблоко, груша, банан) Называет части света Условные обозначения год Высокий уровень – действия выполняет самостоятельно, имеет полное представление (красный) Средний уровень – действие выполняет частичное представление (зелёный) с частичной помощью взрослого, имеет Ниже среднего уровня – действия выполняет со значительной помощью взрослого, представления крайне ограничены (синий) Низкий уровень – действия не выполняет, сформированность представлений отсутствует (чёрный) Личностные результаты Результаты Год мотивация к общению с педагогами, знакомыми людьми владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни осознание себя учеником развитие навыков взаимодействия с взрослыми социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности умение понимать и выражать свои чувства желание выполнять с педагогами предметные и игровые действия Условные обозначения Высокий уровень – действия выполняет самостоятельно, имеет полное представление (красный) Средний уровень – действие выполняет с частичной помощью взрослого, имеет частичное представление (зелёный) Ниже среднего уровня – действия выполняет со значительной помощью взрослого, представления крайне ограничены (синий) Низкий уровень – действия не выполняет, сформированность представлений отсутствует (чёрный) Скачано с www.znanio.ru